Ли Кэрролл, Джен Тоубер

Дети Индиго (Часть 1)

вы, возможно, сердито возразили бы нам: «Как вы могли не включить в список нашу школу?»

Мы признаём, что только начинаем это большое дело, и знаем о существовании лишь некоторых школ. Как бы то ни было, сейчас мы даем вам новую информацию. Можно использовать наш сайт в Интернете www.indigochild.com в качестве дополнения к этой книге.

Это именно та область, которую вы можете изменить: если вы чувствуете, что существуют системы обучения и воспитания, которые следует включить в список, или вам известна какая-либо информация о подходящих школах для Детей Индиго, напишите нам.

Если ваше предложение будет достойным внимания, мы поместим его в Интернет на нашем сайте. Тогда оно станет доступным для всех. Мы хотим, чтобы люди были в курсе самых последних новостей в этой области, и делаем это мы не ради коммерческой рекламы каких-либо учебных заведений.

А теперь давайте разберёмся, какие же школы можно считать альтернативными?

Мы считаем, что это школы, которые руководствуются изложенными здесь принципами. Существуют ли такие школы?

Да, и некоторые из них существовали давно... ещё задолго до появления феномена Индиго.

Ниже приводятся основные характеристики таких школ.

1. Всячески приветствуются учащиеся, а не система образования.

2. Ученикам предлагается самим выбрать способ и темп подачи материала на уроке.

3. Учебный план достаточно гибок и часто изменяется в зависимости от уровня знаний учащихся.

4. Методика обучения определяется учащимися и учителями, а не системой.

5. Учителям предоставляется свобода действий в той группе учащихся, с которой они работают.

6. Старые педагогические методы применять не возбраняется. Новые идеи приветствуются.

7. Тесты постоянно должны изменяться, чтобы соответствовать уровню знаний и навыков учащихся в группе. Очень плохо, когда способные ученики проходят старые тесты, уровень которых не отвечает современным требованиям.

Это не способствует их дальнейшему интеллектуальному развитию и может спровоцировать неуспехи и провалы. Тесты должны совершенствоваться вместе с ростом сознания учащихся.

8. Постоянное изменение рабочей технологии — норма на протяжении всей истории учебного заведения.

9. Всё это может быть противоречивым.

А теперь мы предлагаем вам познакомиться с двумя образовательными системами, с которыми мы столкнулись при написании этой книги.

Национальные школы Монтессори

Наша цель — не просто заставить ребёнка понять, и ещё в меньшей степени — заставить его запомнить, но обратиться к его воображению, чтобы привести его в восторг до глубины души.

Доктор Мария Монтессори.

Образовательная система Монтессори широко известна. Её история началась с появления в 1907 году в Риме дневного детского сада доктора Монтессори.

Впоследствии ещё несколько этих замечательных учебных заведений объединились в международную систему школ, где детей характеризовали как «независимых учащихся». Американское Общество Монтессори (AMS) было организовано в 1960 году.

Создается впечатление, что революционные методы обучения, с которыми они выступили, были разработаны как раз для Детей Индиго. Ниже мы приводим их собственный материал, в котором даются основные идеи их философии.

Подход к ребёнку как целостной личности делает образование по системе Монтессори уникальным. Первостепенная задача программы Монтессори — это помочь детям раскрыть свой потенциал во всех сферах жизни.

Деятельность в рамках этой программы способствует прививанию навыков общения, эмоциональному развитию, улучшению координации движений, а также развивает способности к познанию.

Холистический учебный план под руководством учителя, прошедшего специальную подготовку, позволяет ребёнку испытывать радость от процесса обучения, познавая новое, с удовольствием проводить время — и гарантирует повышение уровня самооценки, а также обеспечивает опыт, на основе которого дети выстраивают свои знания.

Присущий доктору Монтессори подход, который обеспечивает максимальное развитие ребёнка, был разработан для того, чтобы гибко подстраиваться под каждого ребенка, а не для того, чтобы подгонять ребёнка под программу.

Уважение к каждому ребёнку — вот квинтэссенция этой философии. А подобное уважение ведёт к развитию доверительных отношений.

Общество Монтессори занимается также подготовкой учителей. В настоящее время в Америке насчитывается свыше трёх тысяч частных и общественных