Ли Кэрролл, Джен Тоубер

Дети Индиго (Часть 1)

Когда он приходил к обеду, вместо того чтобы указать ему стул, на котором он должен сидеть, его самого просили выбрать место — родители заранее продумывали хотя бы пару вариантов, чтобы он имел возможность выбора.

Таким образом, привычная бездушная команда превращалась в исполненную любви просьбу сделать выбор.

В обоих случаях было очевидно, что стол накрыт и требуется только вполне определённое действие.

Ребёнок оказывался лицом к лицу с ситуацией, и вы могли воочию видеть, как он брал на себя ответственность и самостоятельно решал, какой стул его привлекает больше.

Мысль о том, чтобы не приходить обедать, вообще никогда не посещала его.

Я имела возможность наблюдать этого ребёнка и вечером, когда он, как все дети, становился усталым и раздражительным. С помощью строгих слов и соответствующих действий его твёрдо призывали к порядку.

С ним обращались корректно и уважительно, но он всё-таки старался любыми способами увильнуть и не шёл в свою комнату, стараясь, как и все дети, испытать границы дозволенного.

Естественно, за этим следовали дисциплинарные меры, после чего ему без крика давали вполне логичное объяснение.

Отличие от общепринятых методов было не столько в том, каким способом ребёнка призывали к порядку, сколько в том, как с ним обращались до и во время инцидента.

Ребёнок всегда чувствовал одно важное правило: «Мы ведём себя уважительно по отношению к тебе, и ты делай то же самое по отношению к нам».

И снова мы обращаемся к интервью с Нэнси Тэпп, которая ввела в обиход само понятие «Дети Индиго».

Совет родителям Детей Индиго

Нэнси Энн Тэпп, в интервью Джен Тоубер Нэнси:

— Что вы посоветуете родителям Детей Индиго?

— Побольше разговаривать с ними. Стараться принимать участие в событиях вместе с ними, не пытаясь отговориться: «Я занят». Если вы скажете: «Я занят и не приставай сейчас ко мне», — такой ребёнок выйдет на улицу и найдет себе занятие самостоятельно. Он поймёт, что вам просто нечего ему сказать.

— В таком случае, может быть, предоставить таким детям свободу выбора?

— Да, конечно, необходимо дать им возможность выбора. Но вначале вы должны «проговорить» с ними ситуацию. Например: «Когда я был в таком возрасте, как ты сейчас, я сделал то-то и произошло то-то. А как ты собираешься действовать в таком случае?»

И то, что они будут делать, приблизительно совпадает с тем, что предложили бы вы. (Моя дочь проделывала это со своим сыном, Колином, десятки раз.)

Вы можете сесть рядом и сказать: «Знаешь, у меня сегодня был трудный день, и мне очень нужна твоя помощь, потому что я измотана до предела. Так что, если ты толкнешь меня, я закричу.

Ты ведь не любишь, когда я ору, да я и сама терпеть не могу орать. Так вот предлагаю тебе: ты мне поможешь, а когда мы все закончим, пойдем и съедим по мороженому». Кстати, никогда не забывайте своих обещаний!

— Всё, что вы говорите, очень интересно, и мне кажется, что это очень ценные советы для родителей.

— Да, абсолютно верно. Но пока у нас слабо развиты коммуникативные навыки. А вот Дети Индиго обладают ими от рождения.

— Поэтому они и пытаются помочь нам развить их?

— Они хотят открыть нам глаза на это. Они действительно обладают огромной личной силой — таковы все Индиго.

Если вы запрёте их в комнате, они начнут рисовать на стенах. Они сдерут с пола ковер, испортят массу вещей.

Если у вас в доме вечеринка и вы рано уложите их спать, они не позволят вам посидеть спокойно, а сделают так, что все в доме будут знать об их существовании.

Вы не можете изолировать Индиго от общества без их согласия и заставить силой подчиниться вам.

И вообще, эти дети требуют, чтобы все члены семьи чувствовали себя равными, чтобы с ними считались. Всем своим поведением они будто говорят:

«Я член семьи, и я тоже имею право голоса».

Они заставляют нас выполнять данные им обещания.

Раздавать им приказы направо и налево — неэффективно. Это как раз то, с чем наша школьная система без конца терпит провалы, потому что основана на строгих правилах, не терпящих отклонений: «Не спрашивай, не говори».

Но эти дети задают вопросы и говорят. Они спрашивают: «Почему? Почему я должен это делать?» или утверждают: «Если я должен сделать это, я сделаю по-своему».

Эти дети не признают придуманных нами правил. Ибо они знают правила реального мира.

Они хотят, чтобы мы действительно были для них