Сант Такар Сингх

Восприимчивость и медитация (Часть 1)

все начнется снова и вы опять попадете в этот круговорот, то сколько он будет длиться? Может быть, множество миллиардов или биллионов лет –этому не видно конца. Очень трудно будет дождаться возвращения в форму человеческого тела.

Сейчас нам дана человеческая жизнь, а если остается прожить еще 10, 20, 30 или 40 лет, то мы должны, несмотря на то, терпим ли мы заботы или беду, бόльшую часть времени посвящать медитации, большую часть времени!

В индийских Писаниях приводится история одного Святого, которого звали Марканте. Он сидел под открытым небом, и над ним был только зонт из травы размером примерно с кровать. И когда всходило солнце, он переставлял зонт, чтобы горячие лучи солнца не мешали ему. Это был его единственный кров, и он жил так из года в год. Летом, зимой, в дождь, днем и ночью.

Кто-то, такой, как вы или я, подошел к нему и сказал: «Хорошо, ты Святой, но ты ведешь тяжелую жизнь. Почему ты не построишь себе хижину из травы? Там ты будешь чувствовать себя лучше и сможешь лучше медитировать». Он ответил: «Ты совершенно прав. Но я беспокоюсь об одном. Если ты сможешь устранить это беспокойство и ответить мне на очень важный для меня вопрос, я соглашусь построить хижину». Человек спросил: «Скажи мне, что тебя беспокоит? В чем ты видишь препятствие?» Святой ответил: «Допустим, я начну строить хижину. Во-первых, потребуется время, чтобы собрать траву. Я потрачу время, чтобы нарезать ветви для опоры. Связать их и поставить хижину – также займет немного времени. Может быть, один или два дня. Но допустим дальше, что через день или два, когда хижина будет построена, я умру, и мне придется покинуть тело. Как можно будет вернуть потерянное время?» Ученик не мог ответить на вопрос и молчал. И Святой сказал: «Я боюсь, что во время или после постройки хижины могу покинуть тело. Я не могу рассчитывать на следующий вдох, а могу лишь сделать выдох. Вдохнуть еще раз – не в моей власти, это зависит от Милости Божией. Значит, если я не могу быть уверен даже в следующем вдохе, как я могу надеяться на это? Как я могу быть таким глупым и тратить столько вдохов таким бесполезным образом? Я не могу, мое сознание не позволяет, чтобы я даже один вдох потратил на материальные занятия. Каждый раз, когда я вдыхаю, я совершаю этот процесс с памятью о Боге, потому что нам не сообщают, как долго еще предстоит жить и сколько вдохов остается совершить. Никто на этой земле не знает, когда он должен покинуть тело. Это возможно уже в следующую секунду, именно в следующую секунду! Но такое может случиться и через тридцать или сто лет. Однако никто не может рассчитывать на то, чтобы жить так долго».

Итак, все в мире происходит, как в игре. Игрок делает ставку и ждет выигрыша. Хотя он все проигрывает и проигрывает, он всегда снова надеется что-то выиграть. Все это – игра. Мы строим большие дома и тратим на это много времени в надежде, что можем получить от них какую-то пользу. Но только Бог знает, что нам полезно, а что нет.

Я не хочу сказать, что мы должны так же строго следовать дисциплине, как Риши Марканте. Его история еще продолжается. Когда один ученик спросил, сколько ему лет, он ответил: «Мне восемьдесят тысяч лет». Восемьдесят тысяч! Ведь в те времена Золотого века средний возраст человека был десять тысяч лет. Это было в Золотом веке, когда люди были так чисты сердцем, что жили очень долго. Наша жизнь сегодня стала такой короткой только из-за наших ошибок и слабостей. Но в начале Золотого века люди радовались десятитысячелетней жизни. А Риши было даже восемьдесят тысяч лет. Но что происходит с нами? Наш возраст по крайней мере восемьдесят, девяносто лет, и очень немногие доживают до ста. Но мы работаем в этом мире, копим деньги, как будто нам предстоит прожить еще пять или десять тысяч лет – такую большую заботу о будущем мы проявляем. Хотя определенные меры можно предпринять, я не говорю, что мы должны все оставить и жить, как Марканте. Мы не обязаны становиться такими, как он. Но мы должны постоянно помнить об одном основном принципе: как можно меньше времени тратить на эти мирские дела, настолько немного, насколько мы только можем себе позволить.

Моя родная деревня – Сухер под Патханкотом. Перед тем как я переехал в Сухер, я жил в Чандигаре. Вас, наверное, удивит, что я за всю жизнь не успел построить себе дом. Я устроил там всего лишь небольшую комнату для моей матери. И это был единственный дом в моей жизни. Когда мы туда переехали, моя жена воскликнула: «О, только одна комната, что же мы будем делать?» – «Все пойдет своим чередом»,– успокоил