Сант Такар Сингх

Восприимчивость и медитация (Часть 1)

для них, служите при этом одному только Мастеру, ведь Мастер – в каждом ученике, и на каждую служение Он откликается своим ученикам. Все это способствует развитию восприимчивости. А лучший путь усилить ее – это медитация. Этот путь особенно эффективен, потому что он действует двояко: он способствует и развитию восприимчивости, и развитию на пути духовности, что происходит одновременно. Таким образом, все это помогает развить восприимчивость.

Что препятствует восприимчивости? Существует нечто, препятствующее восприимчивости. Это препятствие возникает, когда господствует эгоизм, когда что-то вредное, несправедливое проникает в ваши мысли, как, например, досада. Как только мы раздражаемся, мы лишаемся восприимчивости, а это для нас большая потеря. Это похоже на то, как будто вы зажигаете огонь перед маленьким деревом: все его листья сгорают, и дерево придется выращивать заново. Значит, если вы станете добычей досады и несправедливости, разрушится развитая ранее восприимчивость и ее придется создавать снова. Поэтому досада и горячность для восприимчивости очень-очень вредны. Кроме того, жажда богатства и нецеломудренность – страстная отдача себя сексуальным переживаниям – замедляют развитие восприимчивости. Ведь все это предусмотрено для правильного использования и для определенной цели, а не для бессмысленного развлечения. Сексуальность служит сохранению и продолжению жизни. Вся красота и все великолепие находятся внутри каждого человека. Во внешнем мире нет ни настоящей красоты, ни великолепия. Это подобно тому, как будто мы режем свою собственную плоть и пьем свою собственную кровь. Но какую пользу мы получим, если нам будет нравиться резать собственную плоть и пить собственную кровь? Это не принесет нам никакой пользы. Поэтому все радости такого рода, телесные наслаждения, которых мы желаем, таковы, что мы разрушаем что-то ценное на один миллион, а наслаждение соответствует только одной сотне. Мы наслаждаемся только одной сотней, а теряем при этом миллион. Мудрый человек так не поступает. Так же обстоит дело и с сексуальностью. Мы теряем миллион, а наслаждаемся одной сотней. Значит, мы много теряем при этом. Но когда мы медитируем, мы можем радоваться, получая все в изобилии и при этом ничего не теряя. Мы получаем радость на целый миллион и при этом не теряем ни копейки. Мы можем радоваться на миллиарды и биллионы, и при этом не возникает ни малейшей потери. Мы только в выигрыше. Итак, нам достанется выигрыш, и мы будем радоваться. Мы оставляем себе миллиарды и биллионы и при этом радуемся.

В одной истории из жизни Гуру Нанака рассказывается, что однажды Он вручил своему спутнику драгоценный камень с поручением купить для них что-нибудь съедобное. Спутник Нанака пошел к ювелиру. Тот рассмотрел камень и сказал: «Это очень ценный камень. Хорошо, вот тебе 100 рупий и твой камень, а теперь уходи!» Ученик Гуру Нанака удивился: «Почему ты даешь мне 100 рупий и возвращаешь камень?» – «Этот драгоценный камень имеет такую ценность, что за то, чтобы только посмотреть на него 1–2 минуты, уже необходимо заплатить 100 рупий, – ответил ювелир. – За сам камень я заплатить не в состоянии, я могу заплатить только за его осмотр. Поэтому возьми его, пожалуйста, а то пройдет еще одна минута и мне придется платить еще 100 рупий. Возьми его!»

Это значит, что драгоценный камень, которым мы обладаем, останется нашей собственностью, и также мы можем бесплатно смотреть на него. Все это нам даровал тот, кто дал этот камень. И драгоценный камень и радость от созерцания его – наши. Так обстояло дело и с драгоценным камнем, который Гуру Нанак дал своему ученику. Эта история относится непосредственно к нам, так как существует драгоценный камень внутри нас. И все-таки встречаются люди, которые продают этот камень. Но если они продают его здесь, во внешнем мире, они получают за него только очень-очень низкую цену в сравнении с истинной ценой. Поэтому не просите Мастера о мирских вещах! Это слабость, ведь Мастер заботится обо всех делах ученика: о мирских делах так же, как и о духовных. И все, что хорошо для нас, Он уже делает. Не годится, когда мы что-то от Него требуем. Ведь то, что мы требуем, Ему уже известно, и Он знает, что для нас лучше всего. Поэтому если наше желание должно было быть выполненным, то это случилось бы с Его помощью и без нашей просьбы, потому что Он знает прошлое, настоящее и будущее и действует соответственно этому.

Возьмем пример: у пациента на ноге язва, и он хочет вылечиться. Врач устанавливает, что корни ее – глубоко в костях. Поэтому сначала