Рудольф Штайнер

Философия свободы (Часть 2)

этой книге как чисто духовный. Если идея цели отвергается

здесь также и для духовного, вне человеческой деятельности лежащего мира, то

оттого лишь, что в этом мире открывается нечто более высокое, чем цель,

осуществляющаяся в человеческом смысле слова. И если о мыслимом по образцу

человеческой целесообразности целесообразном назначении человеческого рода

здесь говорится как об ошибочной мысли, то лишь в том смысле, что цели

ставит себе отдельный человек, а уже из них слагается результат совокупной

деятельности человечества. Этот результат оказывается тогда чем-то более

высоким, чем составляющие его звенья - человеческие цели.

XII. МОРАЛЬНАЯ ФАНТАЗИЯ (ДАРВИНИЗМ И НРАВСТВЕННОСТЬ)

Свободный дух действует по своим импульсам, которые суть интуиции,

отобранные им с помощью мышления из всего мира его идей. Для несвободного

духа основание, по которому он выделяет из своего идейного мира определенную

интуицию, лежит в данном ему мире восприятий, т.е. в бывших у него до сих

пор переживаниях. Прежде чем прийти к какому-либо решению, он вспоминает,

что в аналогичном случае сделал или посоветовал сделать кто-нибудь или что

предписал в этом случае Бог н т.д., н сообразно с этим он действует. Для

свободного духа такие предусловия не являются единственными побуждениями к

действованню. Он принимает в прямом смысле слова первичное решение. При этом

ему так же мало дела до того, как посту пали в подобном случае другие, как и

до того, что они в отношении этого предписывали. У него чисто идеальные

основания, которые побуждают его выделить из суммы своих понятии как раз

одно определенное и переложить его в поступок. Но его поступок будет

принадлежать к воспринимаемой действительности. И то, что он совершит,

будет, следовательно, тождественным с совершенно определенным содержанием

восприятия. Понятие должно будет осуществиться в конкретном отдельном

событии. Как понятие оно не сможет содержать в себе этот отдельный случай.

Оно сможет относиться к нему только так, как понятие относится к восприятию

вообще: например, как понятие льва - к отдельному льву. Средним членом между

понятием и восприятием является представление (ср. стр. 554). Несвободному

духу этот средний член дан заранее. Мотивы уже заведомо содержатся в его

сознании как представления. Если он намеревается что-либо сделать, он делает

это так, как он это видел раньше или как это ему предписывается в данном

случае. Поэтому авторитет действует лучше всего посредством примеров, т. е.

через сообщение совершенно определенных отдельных поступков сознанию

несвободного духа. Христианин поступает, следуя не столько учению, сколько

прообразу Спасителя. Правила играют меньшую роль для положительной

деятельности, чем для отказа от совершения определенных поступков. Законы

только тогда принимают общую форму понятий, когда они запрещают поступки, а

не тогда, когда они повелевают совершать их. Законы о том, что следует

делать, должны быть даны несвободному духу в совершенно конкретной форме:

подметай улицу перед твоим крыльцом! плати налоги в таком-то размере

налоговому управлению номер такой-то и т. д. В форму понятий законы облачены

для того, чтобы воспрепятствовать совершению поступков: не укради! не

прелюбодействуй! Но эти законы действуют на несвободный дух уже одним

намеком на конкретное представление, скажем, своевременно настигающей

расплаты, или мук совести, или вечного осуждения и т. д.

Едва лишь позыв к действию появляется в общепонятийной форме (например:

делай добро своим ближним! живи так, чтобы максимально способствовать своему

благополучию!), как в каждом отдельном случае должно быть сначала найдено

еще конкретное представление поступка (отношение понятия к содержанию

восприятия). В случае свободного духа, которого не подстегивает никакой

прообраз и никакой страх перед наказанием и т. п., это переложение понятия в

представление всегда необходимо.

Конкретные представления человек производит из суммы своих идей прежде

всего посредством фантазии. Следовательно, то, в чем нуждается свободный

дух, чтобы осуществить свои идеи, чтобы проявить себя, - это моральная

фантазия. Она - источник деятельности свободного духа. Поэтому нравственно

продуктивными являются, собственно говоря, только люди, обладающие моральной

фантазией. Простые проповедники