Рудольф Штайнер

Философия свободы (Часть 2)

мыслимую ценность, если бы не

оставалось неудовлетворенной ни одной потребности, связанной с этим родом

наслаждения, и если бы вместе с наслаждением не приходилось бы одновременно

смиряться и с известной суммой страданий. Современное естествознание

полагает, что природа порождает больше жизни, чем она может поддержать, т.е.

производит и больше голода, чем она в состоянии удовлетворить. Порождаемый

избыток жизни должен в страданиях погибнуть в борьбе за существование.

Допустим, что жизненных потребностей в каждый момент мирового свершения

больше, чем это отвечает наличествующим средствам удовлетворения, и что

наслаждение жизнью терпит вследствие этого ущерб. Но реально наличествующее

конкретное наслаждение жизнью отнюдь не становится от этого ни на йоту

меньше. Где наступает удовлетворение желания, там налицо соответствующее

количество наслаждения даже и в том случае, когда в самом желающем существе

или в других остается наряду с этим обильное число неудовлетворенных

влечений. Но что этим уменьшается, так это ценность жизненного наслаждения.

Если хотя бы часть потребностей живого существа находит удовлетворение, то

оно получает соответствующее наслаждение. Ценность этого наслаждения тем

незначительнее, чем меньше выглядит оно на фоне общего требования жизни в

области данных желаний. Можно представить себе эту ценность в виде дроби,

числителем которой будет действительно наличествующее наслаждение, а

знаменателем - сумма потребностей. Дробь эта будет иметь значение единицы,

когда числитель и знаменатель окажутся равны, т. е. когда все потребности

будут удовлетворяться. Она станет больше единицы, когда живое существо будет

испытывать больше удовольствия, чем того требуют его потребности; и она

окажется меньше единицы, когда количество наслаждений будет отставать от

суммы желаний. Но дробь никогда не сможет стать нулем, пока числитель

выражается хоть какой-то, пусть самой ничтожной величиной. Если бы человек

перед своей смертью подвел итог и представил себе приходящееся на

определенное влечение (например, голод) количество наслаждения

распределенным на всю жизнь вместе со всеми требованиями этого влечения, то

ценность пережитого удовольствия была бы, пожалуй, ничтожна, хотя вовсе

лишенным ценности оно никогда не могло бы стать. При неизменном количестве

наслаждения с увеличением потребностей живого существа ценность жизненного

удовольствия уменьшается. То же самое можно сказать и о сумме всех жизней в

природе. Чем больше число живых существ по отношению к числу тех, кто может

найти полное удовлетворение своих влечений, тем меньше средняя ценность

жизненного удовольствия. Векселя на жизненное наслаждение, предъявленные нам

в наших влечениях, дешевеют, когда нельзя бывает надеяться оплатить их в

полном размере. Если пищи моей достает ровно на три дня, но зато следующие

три дня я должен голодать, то наслаждение от трех сытых дней не становится

вследствие этого меньше. Но затем я должен буду мыслить его распределенным

на шесть дней, и через это ценность его для моего влечения к пище уменьшится

вдвое. Равным образом обстоит дело и с величиною удовольствия по отношению к

степени моей потребности. Если для утоления моего голода я нуждаюсь в двух

кусках хлеба с маслом, а могу получить только один, то доставленное им

наслаждение равно лишь половине той ценности, которую оно имело бы, если бы

я был сыт после еды. Таков способ, которым определяется в жизни ценность

удовольствия. Оно измеряется жизненными потребностями. Наши желания служат

мерилом, удовольствие же - это то, что измеряется. Наслаждение от насыщения

получает ценность только благодаря тому, что налицо голод; и оно получает

определенной величины ценность сообразно отношению, в котором оно находится

к величине наличествующего голода.

Несбывшиеся требования нашей жизни бросают свои тени и на

удовлетворенные желания и уменьшают ценность насладительных мгновений. Но

можно говорить и о сиюминутной ценности чувства удовольствия. Эта ценность

тем незначительнее, чем удовольствие меньше по отношению к продолжительности

и силе нашего желания. Полную ценность для нас имеет то количество

удовольствия, которое по длительности и степени точно соответствует нашему

желанию. Меньшее по сравнению с нашим желанием количество удовольствия

уменьшает