Рудольф Штайнер

Философия свободы (Часть 2)

опору в первой, которая представляет

интуитивное мышление как пережитую внутреннюю духовную деятельность

человека. Понять в переживании эту сущность мышления равносильно познанию

свободы интуитивного мышления. А когда человек знает, что это мышление

свободно, он видит также и ту область воления, за которой следует признать

свободу. Кто вправе на основании внутреннего опыта приписать интуитивному

переживанию мысли покоящуюся на самой себе сущность, тот будет считать

деятельного человека свободным. Кто не в состоянии этого сделать, тот не

сможет найти никакого сколько-нибудь неоспоримого пути к принятию свободы.

Указанный здесь опыт находит в сознании интуитивное мышление, которое

обладает действительностью не только в сознании. И он находит тем самым

свободу как отличительный признак проистекающих из интуиции сознания

поступков.

2-е дополнение к новому изданию 1918 г. Изложение этой книги построено

на чисто духовно переживаемом интуитивном мышлении, через которое каждое

восприятие познавательно включается в действительность. В этой книге должно

было быть изложено не больше того, что позволяет обозреть себя, исходя из

переживания интуитивного мышления. Но надо было также отметить, какой

формотворческой отделки мыслей требует это пережитое мышление. А оно

требует, чтобы в процессе познания оно не подвергалось отрицанию как

покоящееся в самом себе переживание. Требует, чтобы ему не было отказано в

способности совместно с восприятием переживать действительность, вместо того

чтобы искать ее сначала в каком-то лежащем вне этого переживания и еще

подлежащем открытию мире, по отношению к которому мыслительная деятельность

человека является лишь субъективной.

Тем самым в мышлении обозначен элемент, посредством которого человек

духовно вживается в действительность. (И никому не следовало бы, собственно

говоря, смешивать это воздвигнутое на пережитом мышлении мировоззрение с

пустым рационализмом.) Но с другой стороны из всего духа этого изложения

следует, что элемент восприятия получает для человеческого познания

определение действительности только тогда, когда он схвачен мышлением. Вне

мышления не может находиться характеристики чего-либо как действительности.

Следовательно, нельзя представлять себе дело так, будто чувственный род

восприятия служит гарантией единственной действительности. То, что выступает

в качестве восприятия, этого человек на своем жизненном пути должен просто

ждать. Можно было бы лишь спросить себя: позволительно ли с точки зрения,

вытекающей только из интуитивно пережитого мышления, по праву ожидать, что

человек, кроме чувственного, способен воспринимать и духовное? Да, этого

можно ожидать. Ибо, если с одной стороны интуитивно пережитое мышление

является свершающимся в человеческом духе деятельным процессом, то с другой

стороны оно в то же время представляет собой духовное, постигнутое без

чувственного органа восприятие. Оно есть восприятие, в котором действен сам

воспринимающий, и оно есть самоосуществление, которое в то же время

воспринимается. В интуитивно переживаемом мышлении человек перенесен в

духовный мир также и в качестве воспринимающего. То, что внутри этого мира

выступает ему навстречу в качестве восприятия, и выступает так, как духовный

мир его собственного мышления, это опознает человек как мир духовного

восприятия. К мышлению мир этого восприятия стоял бы в таком же отношении, в

каком со стороны внешних чувств стоит мир чувственных восприятий. Мир

духовного восприятия, поскольку человек его переживает, не может быть чем-то

чуждым ему, ибо он уже в интуитивном мышлении обладает переживанием, носящим

чисто духовный характер. О таком мире духовных восприятий говорится в

значительной части опубликованных мною после этой книги сочинений. Эта

'Философия свободы' является философским обоснованием для названных более

поздних сочинений. Ибо в этой книге делается попытка показать, что правильно

понятое переживание мысли есть уже переживание духа. Поэтому автору кажется,

что человек, способный со всей серьезностью разделять точку зрения автора

этой 'Философии свободы', не остановится перед вступлением в мир духовных

восприятий. Вывести логически - путем умозаключений - из содержания этой

книги изложенное в позднейших книгах автора, конечно,