Рудольф Штайнер

Философия свободы (Часть 2)

удовлетворение желания, а

страдание - неудовлетворение его. Как удовольствие, так и страдание могут

возникнуть в каком-нибудь существе, не будучи вовсе следствием известного

желания. Болезнь есть страдание, которому не предшествует никакого желания.

Если бы кто-нибудь вздумал утверждать, что болезнь - это неудовлетворенное

желание здоровья, то он совершил бы ошибку, приняв само собой разумеющееся и

не доведенное до сознания пожелание не заболеть за положительное желание.

Когда кто-нибудь получает наследство от богатого родственника, о

существовании которого он не имел ни малейшего понятия, то этот факт

наполняет его удовольствием без предшествовавшего желания.

Итак, тот, кто вознамерился бы исследовать, на чьей стороне перевес в

тяжбе удовольствия и страдания, тому следовало бы принять в расчет как

удовольствие от самого желания и от исполнения желания, так и удовольствие,

выпадающее нам без того, чтобы мы его домогались. А на другой странице книги

счетов будут фигурировать: страдание от скуки, от неисполненного стремления

и, наконец, то, которое настигает нас без всякого желания. К последнему роду

принадлежит также страдание, причиняемое нам навязанной, не нами самими

выбранной работой.

Теперь возникает вопрос: как найти верное средство, чтобы вывести из

этого дебета и кредита баланс? Эдуард фон Гартман придерживается мнения, что

этого можно достичь взвешенной силой нашей рассудительности. Правда, он

говорит ('Философия бессознательного', 7-е изд., т. 2): 'Страдание и

удовольствие существуют лишь в той мере, в какой они ощущаются'. Отсюда

следует, что для удовольствия нет иного мерила, кроме субъективного мерила

чувства. Я должен ощутить, дает ли во мне сумма моих чувств неудовольствия,

сопоставленная с моими чувствами удовольствия, перевес радости или же

страдания. Несмотря на это, Гартман утверждает: 'Если... ценность жизни

каждого существа может быть измерена только по его собственной субъективной

мерке... то этим отнюдь еще не сказано, что каждое существо извлекает из

всех эмоций своей жизни правильную алгебраическую сумму или, другими

словами, что его общее суждение о своей собственной жизни правильно по

отношению к его субъективным переживаниям' . Но тем самым рассудительная

оценка чувствования вновь становится мерилом его ценности*. (* Кто намерен

вычислить, перевешивает ли общая сумма удовольствий или же неудовольствий,

тот как раз упускает из виду, что он подсчитывает нечто такое, что нигде не

переживается. Чувство не знает счета, и для действительной опенки жизни

важно действительное переживание, а не результат вымышленного счета.)

Кто более или менее точно примыкает к системе представлений таких

мыслителей, как Эдуард фон Гартман, тому может показаться, что, для того

чтобы прийти к правильной оценке жизни, следует устранить факторы,

искажающие наше суждение о балансе удовольствий и страданий. Он может

попытаться достичь этого двумя путями. Во-первых, если он станет доказывать,

что наше желание (влечение, воля) вторгается в качестве помехи в нашу

трезвую оценку значимости чувства. Мы должны были бы, например, сказать

себе, что половое наслаждение является источником зла; но то обстоятельство,

что половое влечение в нас так властно, соблазняет нас к тому, чтобы

разыгрывать перед собой удовольствие, которого в такой мере вовсе не

существует. Мы хотим наслаждаться; оттого мы не признаемся себе, что

страдаем от наслаждения. Во-вторых, если он начнет критиковать чувства и

попытается доказать, что предметы, с которыми связаны чувства, оказываются

иллюзиями перед лицом разумного познания и что они разрушаются в тот момент,

когда постоянно растущая сила нашего ума прозревает эти иллюзии.

Он может представить себе ситуацию следующим образом: если какой-то

честолюбец собирается выяснить, преобладало ли в его жизни до того момента,

как он начал размышлять об этом, удовольствие или страдание, то ему следует

избавиться в своей оценке от двух источников ошибок. Поскольку он

честолюбив, то эта основная черта его характера явит ему радости, испытанные

им вследствие признания его заслуг, через увеличительное стекло, обиды же,

причиненные ему оттеснением его на задний план, через уменьшительное. Когда

он испытывал пренебрежение к себе, он чувствовал обиду