Петр Демьянович Успенский

Tertium organum (Часть 2)

которые теперь уже почти не нужны, больше мешают, чем помогают

жить. И есть такие эмоции, которые уже совсем замерли в душе современного

культурного человека и могут быть оживлены только искусственно или если

проявляются сами, то представляют собой явление болезненное или с личной,

или с общественной точки зрения.

Изучая эмоции современного человека, мы видим всю эволюцию человеческой

души.

Теоретически -- все эмоции служат познанию; все эмоции возникли

вследствие узнавания того или другого. Но практически изменение условий

жизни и рост других эмоций делают некоторые эмоции излишними и вредными,

вводящими в заблуждение.

Возьмем какую-нибудь эмоцию из самых элементарных, -- скажем, эмоцию

страха.

Несомненно, есть отношения, которые можно познать только страхом.

Человек, который никогда не испытал чувства страха, не поймет очень многого

в жизни и в природе, не поймет многих главных мотивов жизни человечества. --

Что же кроме страха, голода и холода заставляет работать большинство людей?

Он не поймет очень многих отношений в животном мире. Например, никогда не

поймет сущности отношения млекопитающих к пресмыкающимся. Змея возбуждает

чувство отвращения и страха во всех млекопитающих. Этим отвращением и

страхом млекопитающее познает природу змеи и отношение этой природы к своей,

и познает правильно, но строго лично, только со своей точки зрения. Что

такое змея сама по себе, эмоцией страха животное никогда не познает.

Что представляет собой змея сама по себе, не в философском значении

вещи в себе, а просто с точки зрения зоологии (а не с точки зрения человека

или животного, которого она укусила или может укусить) -- это можно познать

только интеллектом.

* * *

Эмоции эволюционируют, развиваются. В чем же для нас выражается их

эволюция? Как мы можем отличить растущую эмоцию от умирающей? Потому что

кроме растущих есть и умирающие эмоции.

Признак роста эмоций -- это освобождение их от личного элемента.

Освобождение от личных элементов усиливает познавательную силу эмоций,

потому что, чем больше в эмоции личных элементов, тем больше может она

вводить в заблуждение. Личная эмоция всегда пристрастна, всегда

несправедлива.

Таким образом, познавательная сила эмоций тем больше, чем меньше в

данной эмоции элементов себя.

Мы видели раньше, изучая пространство и его законы, что эволюция

познания заключается в постепенном отхождении от себя. Это очень хорошо

выражает Хинтон. Он все время говорит, что, только отойдя от себя, то есть

от своей личной точки зрения, мы начинаем постигать мир, как он есть. Вся

система упражнений ума с разноцветными кубами, изобретенная Хинтоном,

сводится к приучению сознания смотреть на вещи не с личной точки зрения.

Когда мы изучаем систему кубов, пишет Хинтон (скажем, куб, составленный

из 27 меньших кубов), мы прежде всего изучаем его, начиная с одного

определенного куба. И мы говорим, что знаем всю систему, когда знаем

отношения 26 кубов к первому. Мы изучаем весь большой куб, построенный из

меньших кубов, по отношению к оси, идущей от первого, с которого мы начали.

Потом мы переходим к оси, идущей от другого, и т.д.

Таким образом, постепенно мы изучаем большой куб по отношению к осям

каждого из маленьких.

Для того чтобы изучить человечество, мы должны изучить его с точек

зрения всех индивидуумов, составляющих его.

Эгоиста можно сравнить с человеком, знающим куб только с одной точки.

Люди, поверхностно сочувствующие многим, подобны тем, которые слегка

знакомы с нашей системой кубов с разных точек зрения.

Люди, у которых есть только одна или две глубокие привязанности,

подобны людям, изучающим куб с одной или двух точек зрения.

И после всего этого, может быть, разница между добрыми и остальными из

нас заключается только в том, что первые знают что-то, чего не знают другие.

Есть что-то вне их, что тянет их к добру, что-то, что они видят и чего не

видят другие.

Таким образом, задача правильного эмоционального познания заключается в

том, чтобы чувствовать не с личной точки зрения, чувствовать не только за

себя, но и за других. И чем шире тот круг, за который чувствует данный

субъект, тем глубже познание, которое дают ему его эмоции. Но не все эмоции

в равной степени способны освобождаться