Петр Демьянович Успенский

Tertium organum (Часть 2)

так же как не могут принадлежать вещам некоторые свойства

материальности без других. Материя состоит не из атомов, а из наших

ощущений. Если нет ощущений (хотя бы в возможности), то нет материи. Материя

невесомая, невидимая, не имеющая массы и пр., пр. -- такой же nonsense, как

карета без колес, без козел, без сидений, без кузова, без пола, без крыши,

без дверей. Материя прежде всего трехмерна. Трехмерность есть форма нашего

восприятия. Материя четырех измерений -- это такая же странная вещь, как

квадратный треугольник.

Таким образом, надеяться на то, что субъективные явления, как мысли или

чувства, можно представить себе объективно существующими, хотя бы слабо

материальными и таким образом свести все существующее к объективно

существующему -- совершенно напрасно.

У нас существует объективное знание и существует субъективное знание.

Мы должны рассмотреть шансы на прогресс того и другого.

* * *

Объективное знание может расти бесконечно в зависимости от улучшения

аппаратов и утончения методов наблюдения и исследования. Единственно, чего

оно не может перешагнуть, -- это границ трехмерной сферы, то есть условий

пространства и времени. Объективное знание всегда будет подчинено этим

условиям. Никакой аппарат, никакая машина этих условий не победят.

Объективное знание изучает не факты, а только представления о фактах.

Субъективное знание изучает факты, при этом -- факты сознания, относительно

которых мы нашли, что они единственные реальные факты.

Таким образом, объективное знание имеет дело с нереальным, с

представляемым, с воображаемым миром, -- субъективное знание имеет дело с

реальным миром.

Для того чтобы объективное знание вышло из пределов трехмерной сферы,

нужно, чтобы изменились условия субъективного восприятия.

Пока этого нет, наше объективное знание заключено в пределах

бесконечной трехмерной сферы. Оно может идти бесконечно по радиусам этой

сферы, но оно не перейдет в ту область, разрезом которой является трехмерный

мир.

И мы знаем из предыдущего, что если бы наше субъективное восприятие

было еще более ограничено, то соответственно этому было бы ограничено и

объективное знание.

Собаке нельзя передать идею шарообразности Земли, нельзя заставить ее

запомнить вес Солнца и расстояния между планетами. Ее объективное знание

гораздо более личное, чем наше. И причина этого лежит в ее ограниченной

психике.

Таким образом, мы видим, что объективное знание зависит от свойств

субъективного. Или, говоря иначе, степень субъективного знания определяет

степень объективного.

Конечно, между объективным знанием дикаря и Герберта Спенсера --

огромная разница. Но и то, и другое знание не выходят из пределов трехмерной

сферы, то есть области 'условного' нереального.

Для того чтобы выйти из трехмерной сферы, нужно расширить субъективное

знание. Расширение субъективного знания -- это есть расширения границ 'я'.

Возможно ли расширение границ 'я'?

Изучение сложных форм познания говорит нам, что да, возможно.

Расширение субъективного познания, расширение границ 'я' -- это значит

включение в свое 'я' того, что обыкновенно воспринимается, как 'не-я'.

Границы 'я' -- вообще очень условны и неопределенны. Животные еще плохо

сознают свое 'я', соединяют его с тем, к чему в данный момент стремятся.

Человек ограничивает свое 'я' -- своим телом. Изучая мир, он относит свое

тело к области 'не-я' и принимается за 'я' только внутренний, познающий

центр. Дальше при расширении сознания опять идет расширение 'я'. Не

определяя точнее, мы можем сказать, что ощущение своего 'я' меняется при

изменении форм сознания.

Знаменитый Александрийский философ Плотин (III в.) утверждал, что для

совершенного познания субъект и объект должны быть соединены, -- что

разумный агент и понимаемая вещь не должны быть разделены.

Потому что тот, кто видит, сам становится вещью, которую видит. ('О

гностических ипостасях').

'Видеть' здесь нужно понимать конечно, в смысле интуиции.

* * *

Какие же бывают формы сознания?

Индийская философия разделяет четыре состояния сознания ('Древняя

мудрость' Анни Безант. Введение): сон, сновидение, бодрствующее сознание и

состояние абсолютного сознания -- турью.

По нашей терминологии эти четыре состояния