Петр Демьянович Успенский

Tertium organum (Часть 2)

от элементов себя. Есть эмоции, по

существу разделяющие, отделяющие, отчуждающие, заставляющие человека

чувствовать себя обособленным, отдельным; таковы ненависть, страх, ревность,

гордость, зависть. И есть эмоции соединяющие, сближающие, заставляющие

человека чувствовать себя частью какого-то большого целого; таковы симпатия,

дружба, сострадание, любовь к родине, любовь к человечеству. Эмоции второго

порядка гораздо легче освобождаются от элемента себя, чем эмоции первого

порядка. Хотя в то лее время может быть совершенно не личная гордость --

гордость за геройский поступок, совершенный другим человеком. Может быть

даже не личная зависть, когда мы завидуем человеку, который победил себя,

победил свое личное желание жить, пожертвовал собой за то, что все считают

должным и справедливым, но не решаются сделать, даже не решаются подумать из

слабости, из любви к жизни. Может быть не личная ненависть -- к

несправедливости, к насилию, злоба к глупости, к тупости; отвращение к

грязи, к лицемерию. И эти чувства, несомненно, поднимают и очищают душу

человека и помогают ему видеть вещи, которых иначе он бы не видел.

Христос, выгоняющий торговцев из храма или высказывающий свое мнение о

фарисеях, совсем не был кроток и мягок. И бывают случаи, когда кротость и

мягкость совсем не достоинство. Эмоция любви, симпатии, жалости очень легко

превращаются в сентиментальность, в слабость. И в таком виде, конечно,

служат только незнанию.

* * *

Существует разделение эмоций на чистые и нечистые. Мы все знаем это,

все пользуемся этими словами, но очень плохо понимаем, что это значит. В

самом деле, что значит 'чистый' и 'грязный' или 'нечистый' применительно к

чувству?

Обычная мораль априорно разделяет эмоции на чистые и нечистые по

внешним признакам, как Ной разделял животных в своем ковчеге. При этом все

'плотские желания' попадают в разряд нечистых. Но относительно последнего я

уже указывал на мысль Н. В. Розанова, что в аскетизме идея скверны идет со

стороны полового извращения. В действительности, конечно, 'плотские желания'

точно так же чисты, как и все в природе. И однако эмоции действительно

бывают чистые и нечистые. Мы очень хорошо чувствуем, что в этом делении есть

правда. Где же она? И что она значит?

Ключ к этому может дать только рассмотрение эмоции с точки зрения

познания.

Нечистая эмоция -- это совершенно такая же вещь, как нечистое стекло,

нечистая вода или нечистый звук, то есть эмоция не чистая, а с примесями,

или с налетом, или с отзвуком других эмоций; нечистая -- смешанная.

Нечистая эмоция дает неясное, не чистое познание, как нечистое стекло

дает смутную картину. Чистая эмоция дает ясное, чистое изображение того, для

познания чего она предназначается.

Это единственное разрешение вопроса. Прийти к этому разрешению нам

особенно мешают обычные моральные тенденции, заранее разделившие эмоции на

'нравственные' и 'безнравственные'.

Но если мы попробуем на минуту отрешиться от обычных моральных рамок,

то мы увидим, что дело значительно проще, что нет по природе чистых и по

природе нечистых эмоций и что каждая эмоция может быть чистой или нечистой,

смотря по тому, есть в ней примеси других эмоций или нет.

Может быть чистая чувственность, чувственность 'Песни Песней',

переходящая в ощущение космической жизни и дающая возможность слышать биение

пульса Природы. И может быть нечистая чувственность -- нечто, стыдящееся

само себя или не стыдящееся ничего, безвкусное, неразборчивое и безобразное;

нечистое потому, что стремление к красоте, неразрывно связанное с

чувственностью, есть залог эволюции самой чувственности.

Может быть чистая симпатия -- и может быть симпатия с расчетом, с

надеждой даже бессознательно получить что-нибудь для себя за свою симпатию.

Может быть чистая любознательность, жажда знания ради знания, и может быть

такое стремление к знанию, где впереди идут соображения пользы или выгоды от

этого знания.

Во внешних проявлениях чистые и нечистые эмоции могут очень мало

различаться. Два человека могут играть в шахматы, по внешности действуя

совершенно одинаково, но в одном будет говорить самолюбие, желание победы, и

он будет полон разных неприятных чувств по отношению к своему противнику --

боязни, зависти за удачный ход, ревности, враждебности или расчета