Петр Демьянович Успенский

Tertium organum (Часть 2)

в себя идею зла.

Отбросьте свою святость, освободитесь от своей мудрости, и вы сделаете

в сто раз больше добра людям.

Кто знает -- не говорит, кто говорит -- не знает.

Кто действует -- разрушает, кто берет, тот теряет. Мудрый не действует

и потому не разрушает; не берет и поэтому не теряет.

Мягкое побеждает твердое; слабое побеждает сильное. Нет никого на

свете, кто не знал бы этой истины, и никого, кто бы умел пользоваться ею.

(Отрывки из 'The Sayings of Lao Tzu'. Wisdom of the East Series.)

Размышления Чжуан-цзы

Нельзя говорить об океане лягушке, живущей в колодце, -- существу

ограниченной сферы*.

Нельзя говорить о снеге летнему насекомому -- существу одного времени

года. Нельзя говорить о Дао педагогу, круг его идей слишком узок.

Но вы вышли из вашей ограниченной сферы и видели великий океан. Вы

знаете свое ничтождество, и я могу говорить с вами о великих началах.

Измерения безграничны, время бесконечно. Условия не неизменны, слова не

окончательны.

Нет ничего, что не объективно; нет ничего, что не субъективно. Но

невозможно исходить из объективного. Только от субъективного знания можно

перейти к объективному знанию.

Когда субъективное и объективное теряют свое соотношение, это есть

самая ось Дао.

Дао имеет свои законы и свои свидетельства. Оно лишено и действия, и

формы.

Оно может быть получено, но не может быть видимо.

Духовные существа извлекают свою духовность из Дао.

Для Дао ни один пункт во времени не далек.

Дао не может существовать. Если бы оно существовало, оно могло бы не

существовать. Само имя Дао принято для удобства. Предопределение или

случайность относятся только к материальному существованию. Как могут они

относиться к бесконечному?

Дао есть нечто, лежащее за материальным существованием. Оно не может

быть передано ни словами, ни молчанием. В том состоянии, которое не есть ни

речь, ни молчание, может быть постигнута природа Дао. (Отрывки из 'Musings

of Chinese Mystic'. Wisdom of the East Series.)

* * *

В современной нам мистической литературе стоят совершенно особо: 'Голос

Безмолвия' Блаватской и 'Свет на Пути' М. Коллинз. В этих двух маленьких

книжках заключена целая коллекция мудрости Востока.

Голос Безмолвия

Кто хочет услышать Голос Безмолвия, беззвучный звук, и понять его, тот

должен изучить природу совершенного сосредоточия ума внутри себя,

сопровождаемого полным отвлечением от всего, принадлежащего внешней

Вселенной или миру чувств.

Став совершенно безразличным к объектам восприятия, ученик должен

искать владыку чувств, производителя мыслей, того, кто пробуждает иллюзию.

Ум -- великий убийца Реального.

Пускай ученик убьет убийцу.

Потому что только тогда, когда его собственная форма покажется ему

нереальной, как кажутся при пробуждении нереальными все формы, виденные во

сне, и когда он перестанет слышать многие звуки, он различит один внутренний

звук, убивающий внешние.

Тогда, и только тогда покинет он область ложного и перейдет в область

истинного.

...........................

Прежде чем душа может видеть, гармония внутри должна быть достигнута и

телесные глаза сделаться слепыми для всех иллюзий.

Прежде чем душа может слышать, человек должен стать глухим и к крикам

трубящих слонов, и к серебряному жужжанию золотой, светящейся мухи.

И тогда в ухо души начнет говорить Голос Безмолвия и скажет:

-- Если твоя душа улыбается, купаясь в солнце жизни; если твоя душа

поет в своей оболочке из тела и материи; если твоя душа плачет в своем замке

иллюзий; если твоя душа стремится оборвать серебряную нить, которая

связывает ее с Учителем (то есть с высшим Я человека), -- знай, ученик, что

душа твоя принадлежит земле.

...........................

Отдай жизнь, если ты хочешь жить.

...Научись отличать реальное от ложного, вечно текущее от вечно

длящегося... Самое главное, научись отличать учение ума от мудрости души;

доктрину 'глаза' от доктрины 'сердца'.

* * *

'Свет на Пути', так же как и 'Голос Безмолвия', полон символов, намеков

и скрытого смысла. Это маленькая книжка, в которую нужно вчитываться. Ее

смысл то пропадает, то является. Ее нужно читать в особенном настроении.

'Свет на Пути' приготовляет 'ученика' к беседе с 'Учителем', то есть обычное

сознание