Петр Демьянович Успенский

Tertium organum (Часть 2)

человечества. Это только примеры.

Что мы видим из них?

Прежде всего единство переживания. Это первое и самое главное, что

говорит за реальность мистического опыта. А затем полная согласованность

данных этого опыта с теоретически выведенными условиями мира причин.

Ощущение единства всего, характерное в мистике. Новое ощущение времени.

Чувство бесконечности. Радость или ужас. Познание целого в части.

Бесконечная жизнь и бесконечное сознание. Все это реальные ощущаемые факты в

мистическом опыте. И эти факты теоретически правильны. Они таковы, какими

должны быть на основании заключений математики бесконечного и психологии

сверхличного. Это все, что можно сказать о них.

ГЛАВА XXI

'Космическое сознание' д-ра Бекка. -- Три формы сознания по Бекку. --

Простое сознание или сознание животных. -- Самосознание или сознание

человека. -- Космическое сознание. -- Рост сознания. -- В чем он выражается?

-- Ощущение, представление, понятие, высшее моральное понятие -- творческая

интуиция. -- Люди космического сознания. -- Грехопадение Адама. -- Познание

добра и зла. -- Христос и спасение человека. -- Законы эволюции. --

Единичные признаки, постепенно делающиеся общими. -- Рождение нового

человечества. -- Высшая раса. -- Сверхчеловек. -- Общие этапы эволюции

разных сторон человеческого духа. -- Таблица четырех ступеней

Очень многие люди думают, что основные вопросы жизни абсолютно

неразрешимы, что человечество никогда не узнает, зачем и к чему оно

стремится, для чего страдает, куда идет. Поднимать эти вопросы считается

даже почти неприличным. Полагается жить 'так', 'просто жить'. Люди отчаялись

найти ответы на эти вопросы и махнули на них рукой.

И в то же время они плохо отдают себе отчет, что собственно создало им

ощущение безнадежности и неразрешимости. Откуда идет то, о чем лучше не

думать.

В действительности эту безнадежность мы ощущаем только тогда, когда

начинаем считать человека чем-то 'конечным', законченным, не видим ничего

дальше человека. В таком виде вопрос на самом деле безнадежен. От всех

социальных теорий, обещающих нам неисчислимые блага на земле, веет холодом,

и остается чувство неудовлетворенности и неприятный привкус.

--Зачем? К чему все это?

-- Ну, все будут сыты.

-- Прекрасно. А дальше?

Конечно, пока человечество не освободится от голода и нужды, пока рядом

с роскошными дворцами и комфортабельными домами будут вонючие и грязные

трущобы, пока рядом с нами люди будут топиться и вешаться от голода и от

отчаяния, мы не имеем права говорить ни о культуре, ни о цивилизации.

Но допустим, что ничего этого больше нет. На земле настоящая,

неподдельная цивилизация и культура. Никто больше не душит никого. Все могут

жить и дышать. Ну, а дальше?

Дальше несколько трескучих фраз о 'невероятных горизонтах',

открывающихся перед наукой. 'Сообщение с планеты Марс', 'химическое

приготовление протоплазмы', 'утилизация вращения Земли вокруг Солнца',

'сыворотки от всех болезней', 'жизнь до ста лет', -- дальше, может быть,

'искусственное приготовление людей', -- но дальше уже фантазия истощается.

Можно еще прорыть насквозь земной шар. Но это уже будет совершенно

бесполезно. Вот тут и приходит ощущение неразрешимости и безнадежности.

В самом деле, ну прорыли земной шар, а дальше? В другом направлении

рыть? Ведь это же скучно.

Если мы оставим теперь обычные теории, социальные и прочие, и обратимся

к психологии, которая единственно может дать ответ на вопрос, изучающий

человечество, то мы с удивлением видим, что она отвечает на эти вопросы, и

отвечает очень удовлетворительно. Только люди почему-то не хотят принять

этих ответов. Они хотят непременно получить ответ в той форме, в какой, им

нравится, и отказываются признать то, что не похоже на эту форму. Им нужно

разрешение вопроса о судьбе настоящего, современного человечества в таком

виде, как оно есть сейчас. Они не хотят признать того, что самое

человечество может и должно измениться, что 'человек' в настоящем виде это

только куколка, из которой со временем разовьется бабочка, совсем непохожая

на куколку.

Это собственно и есть ключ к пониманию нашей жизни с общественной

стороны.

И ключ этот давно уже найден.

Загадка давно разгадана.