Петр Демьянович Успенский

Tertium organum (Часть 2)

новое сознание, должно переходить из одной

бездны отчаяния в другую, от одного отрицания к другому. Оно должно все

отвергнуть кругом себя. И только тогда оно получит возможность перехода к

новой жизни.

Когда начнется постепенная потеря старого мира, логика двумерного

существа или то, что заменяло ему логику, начнет ежеминутно нарушаться, и

самым сильным его ощущением будет то, что никакой логики, никаких законов

вообще не существует.

Раньше, когда оно было животным, оно рассуждало:

Это есть то.

Этот человек свой.

То есть то.

Тот человек чужой.

Это не то.

Чужой -- это не свой.

Теперь оно вдруг поймет, что и чужой человек, и свой человек -- оба

люди.

Как оно выразит это на своем языке представлений?

Вернее всего, что никак не будет в состоянии выразить, потому что язык

представлений общих понятий выразить нельзя. У животного просто спутаются

ощущения чужого человека и своего человека. Оно начнет размышлять, а

размышление -- это смерть чувства.

Животное перестает ясно чувствовать те свойства, которые делали чужого

чужим. Оно начинает ощущать в человеке новые свойства, которых раньше не

знало. В результате у него непременно явится потребность в системе для

обобщения этих новых свойств, -- потребность в новой логике, выражающей

отношения нового порядка вещей. Но, не имея понятий, оно не будет в

состоянии построить аксиом логики Аристотеля и выразит свое ощущение нового

порядка в форме совершенно абсурдного положения:

Это есть то.

Представим себе, что животному с зачатками логики, выражающимися у него

в ощущениях,

Это есть это,

То есть то,

Это не то,

говорят, что два для него совершенно разных предмета, как, например,

два дома -- свой и чужой, -- одинаковы, что они представляют собой одно и то

же, что они оба дома. Животное никогда не поймет этой одинаковости. Для него

два дома: свой, где кормят, и чужой, где бьют, если туда зайдешь, --

останутся совершенно разными. Ничего общего для него в них не будет. И

стремление доказать ему одинаковость этих домов ни к чему не приведет, пока

оно само не ощутит ее. Тогда, ощущая смутно идею общности двух разных

предметов и не имея понятий, животное выразит это, как нечто нелогическое с

своей точки зрения. Говорящее двумерное существо идею это и то -- одинаковый

предмет переведет на язык своей логики в виде формулы: Это есть то -- и,

конечно, скажет, что это бессмыслица, что ощущение нового порядка вещей

ведет к логическому абсурду. Но иначе выразить то, что ощущает, оно не будет

в состоянии.

Совершенно в таком же положении находимся мы, -- когда мы, мертвые,

пробуждаемся, -- то есть когда мы, люди, переходим к ощущению другой жизни,

к постижению высших сущностей.

Тот же испуг, та же потеря реального, то лее ощущение одной сплошной

нелогичности. Чтобы реализовать новый мир, мы должны понять новую

логичность.

* * *

Наша обычная логика помогает нам разбираться только в отношениях

феноменального мира. Было очень много попыток определить, что такое логика.

Но логика по существу неопределима, так же как математика.

Что такое математика? Наука о величинах. Что такое логика? Наука о

понятиях. Но это не определения, а только перевод названия. Математика, или

наука о величинах есть система, изучающая количественные отношения между

вещами; логика, или наука о понятиях, есть система, изучающая качественные

(категорические) отношения между вещами.

Логика построена совершенно по одному плану с математикой. Как логика,

так и математика (по крайней мере, общеизвестная математика 'конечных' и

'постоянных' чисел) выведены нами из наблюдения феноменально нашего мира.

Обобщая свои наблюдения, мы постепенно нашли отношения, которые мы назвали

основными законами мира.

В логике эти основные законы заключены в аксиомах Аристотеля и Бэкона.

А есть А.

(Что было А, то и будет А.)

А не есть не А.

(Что было не А, то и будет не А)

Всякая вещь есть или А, или не А.

(Всякая вещь должна быть А или не А.)

Логика Аристотеля и Бэкона, разработанная и дополненная их

многочисленными последователями, оперирует только с понятиями.

Слово логос, вот предмет логики. Идея, для того чтобы стать предметом

логических рассуждений, для того чтобы подлежать