Петр Демьянович Успенский

Tertium organum (Часть 2)

Они будут

требовать от себя прежде всего ясного сознания, что и зачем они делают. И

они будут чувствовать свою ответственность до конца перед всеми, кого

касается их деятельность.

Это будет действительно высшая раса -- и тут не будет возможна никакая

фальсификация, никакая подмена, никакая узурпация. Ничего нельзя будет

купить, ничего нельзя будет присвоить обманом или силой. И эта раса не

только будет, но она уже есть.

И люди новой расы уже начинают узнавать друг друга. Уже устанавливаются

лозунги и пароли... И, может быть, социальные и политические вопросы, так

остро выдвинутые нашим временем, разрешатся совсем на другой плоскости, чем

мы это думаем, и совершенно другим образом -- разрешатся выступлением на

сцену сознающей себя новой расы, которая явится судьей старых.

* * *

Рассматривая с разных сторон эволюцию человеческого духа и разбирая

мнения и взгляды различных мыслителей, мы все время наталкивались на

постепенные этапы, на последовательные стадии, через которые проходят все

стороны духа, без исключения.

В ощущении пространства и времени, в образовании психических единиц

мышления, в формах деятельности, в логике и в математике, в формах сознания

и познания -- мы везде наталкивались на известные ступени, которые,

очевидно, не могут быть обойдены и должны быть пройдены. Сопоставляя все

вместе, мы видим, что этапы, или стадии, или ступени разных областей

эволюции -- одни и те же. Они все соответствуют друг другу, все лежат

параллельно.

Переходя на новую ступень ощущения пространства, данное существо тем

самым приобретает новое мышление, новую логику, новую математику, новую

форму действий, новую форму познания и даже новую мораль. И наоборот,

приобретение новой логики или новой морали неизбежно поведет за собой

появление нового чувства пространства. Нельзя подняться на новую ступень в

одной области без того, чтобы не подняться на соответствующие степени во

всех остальных. И мы совершенно ясно видим четыре ступени или четыре стадии,

соответствующие одномерному, двумерному, трехмерному и четырехмерному

ощущению пространства. Эволюция всех остальных сторон души идет по этой же

лестнице.

Простая таблица совершенно ясно покажет нам это соотношение этапов

эволюции духа.

1-я стадия -- чувство одномерного пространства. Это состояние низшего

животного, живущего почти растительной жизнью. Его сознание еще погружено в

глубокий сон. Смутные тени ощущений проходят через него, оставляя смутные

следы; как во сне, оно тянется к теплу, к свету.

2-я стадия -- чувство двумерного пространства. Это состояние высшего

животного. Оно уже ощущает, чувствует, сознает. Но оно еще не мыслит. Его

сознание пассивно. Им управляет инстинкт вида.

3-я стадия -- чувство трехмерного пространства. Человек. Ясное сознание

и логическое мышление. Активное сознание. Разделение 'я' и 'не-я'.

Математика конечных и постоянных числе. Позитивная наука или дуалистический

спиритуализм, разделение духа и материи. Чувство отдельности. Темнота в

прошедшем, темнота в будущем. Нереальность настоящего. Мертвая Вселенная,

Загадочность бытия.

4-я стадия -- чувство четырехмерного пространства. Новое ощущение

времени. Живая Вселенная. Космическое сознание. Реальность бесконечного.

Чувство общности во всем. Единство всего. Ощущение мировой гармонии. Новая

мораль. Рождение сверхчеловека.

Прилагаемая таблица резюмирует содержание всей книги и более подробно

показывает соотношение разных сторон эволюции духа.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

МАТЕРИАЛИЗМ ИЛИ ИДЕАЛИЗМ

В заключение мне хочется упомянуть о тех удивительных и полных тайны

словах Апокалипсиса и Послания к Эфесянам, апостола Павла, которые

поставлены эпиграфом к этой книге.

Апокалипсический ангел клянется, что времени больше не будет.

Когда?..

Мы не знаем, что хотел сказать автор Апокалипсиса, но мы знаем

состояние духа, когда человеческое отношение ко времени изменится. Мы знаем,

что именно в этом, в изменении чувства времени выразится начало четвертой

стадии психической эволюции, начало перехода к космическому сознанию.

В этой и подобных ей фразах проскальзывает глубокий философский

идеализм, лежащий в основе евангельского учения. Понимание того, что тайна

времени есть первая тайна, является