Петр Демьянович Успенский

Tertium organum (Часть 2)

свойства нашего

нереального мира. Мы должны понять, что в реальном мире одна и та же вещь

может быть и частью, и целым, то есть что целое, не меняясь, может быть

своей собственной частью. Должны понять, что противоположений вообще не

существует, что всякая вещь есть известное изображение всего.

И тогда, начиная понимать все это, мы начнем схватывать отдельные идеи

о сущности 'ноуменального мира', или мира многих измерений, в которых мы,

собственно, живем.

И в этих случаях высшая логика даже со своими несовершенными формулами,

как они являются на нашем грубом языке понятий, все-таки представляет собой

могучее орудие познания мира, единственное средство для предохранения нас от

заблуждений.

Применение этого орудия мысли дает ключ к тайнам природы, к миру, как

он есть.

* * *

Попробуем перечислить те свойства мира причин, которые вытекают из

всего сказанного раньше.

Прежде всего необходимо отметить, что свойства мира причин невозможно

передать словами. Всякая высказанная мысль о них будет неверна. Именно об

'идеальном мире' можно сказать, что по отношению- к нему 'мысль изреченная

есть ложь'. О нем можно говорить только условно, приблизительно, намеками,

символами. И если что-нибудь сказанное понять буквально, то это будет

абсурд. Вообще все, высказанное о мире причин, может казаться абсурдом и в

действительности есть уже его искажение.

Что же мы можем сказать о мире многих измерений, о мире ноуменов, или о

мире причин?

1. В этом мире 'Время' должно существовать пространственно; то есть

временные события должны существовать, а не случаться, то есть существовать

до и после совершения и лежать как бы на одной плоскости. Следствия должны

существовать одновременно с причинами. То, что мы называем законом

причинности, там существовать не может, потому что для него необходимым

условием является время. Там не может быть ничего, измеряемого годами, днями

или часами. Не может быть прежде, теперь и после. Моменты, разных эпох,

разделенные большими промежутками времени, существуют одновременно и могут

соприкасаться. Вместе с тем все возможности данного момента, далее

противоположности одна другой, и все их результаты до бесконечности должны

быть осуществлены одновременно с данным моментом.

2. Там нет ничего измеряемого нашими мерами, ничего соизмеримого с

нашими телами, ничего больше или меньше наших тел. Нет ничего, лежащего

справа и слева, сверху или снизу от наших тел. Ничего, похожего на наши

тела, линии или фигуры. Различные пункты нашего пространства, разделенные

для нас большими расстояниями, там должны соприкасаться.

3. Там нет материи и движения. Нет ничего, что бы можно было бы

взвесить, или сфотографировать, или выразить в формулах физической энергии.

Нет ничего, имеющего форму, цвет или запах. Ничего обладающего свойствами

физических тел.

4. Там нет ничего мертвого и бессознательного. Все живет, все дышит,

все думает, все чувствует, все сознает и все говорит.

5. В том мире не могут быть применимы аксиомы нашей математики, потому

что там нет ничего конечного. Там все бесконечно и, с нашей точки зрения,

переменно.

6. Там не могут действовать законы нашей логики. С точки зрения нашей

логики тот мир внелогичен. Это область, законы которой выражает Tertium

Organum.

7. Там не может быть разделенности нашего мира. Все -- есть целое. И

каждая отдельная пылинка, не говоря уже о каждой отдельной жизни и о каждом

человеческом сознании, -- живет одной жизнью с целым и заключает в себе все

целое.

8. В том мире не может существовать двойственности, дуалистичностъ

нашего мира. Бытие там не противоположно небытию. Жизнь не противоположна

смерти. Наоборот, одно заключает в себе другое, 'я' и 'не-я', движение и

неподвижность, единство и разделенность, добро и зло, истина и ложь -- все

эти деления там невозможны. Все субъективное -- объективно и все объективное

-- субъективно. Тот мир -- мир единства противоположностей.

9. Ощущение реальности того мира должно сопровождаться ощущением

нереальности этого мира. И в то же время разница между реальным и нереальным

там существовать не может, так же как не может существовать разница между

субъективным и объективным.

10. Тот мир и наш мир не есть два разных мира. Мир один. То, что мы

называем нашим миром, есть