Петр Демьянович Успенский

Tertium organum (Часть 2)

все, что в первых видениях являлось ему

хаотическим и многообразным, было теперь сознано им как единство, как Арфа с

многими струнами, из которых каждая струна отдельный инструмент, и все

вместе опять одна Арфа. Он узнал теперь божественный порядок природы и

узнал, как от ствола дерева жизни возникают различные ветви, несущие

разнообразные листья, цветы и плоды, -- и он почувствовал необходимость

написать все, что он видел, и сохранить написанное.

Он сам об этом окончательном и полном просветлении рассказывает

следующим образом:

Дверь открылась передо мной, и в четверть часа я увидел и узнал больше,

чем если бы я много лет провел в университетах, -- чему я чрезвычайно

радовался и возносил хвалу Богу. Потому что я увидел и узнал существо всех

существ, восхождение и захождение и вечное зарождение Святой Троицы,

происхождение и начало мира и всех творений от божественной мудрости... И я

увидел и узнал всю творящую сущность, как в добре, так и во зле, и

происхождение, и существование добра и зла; и увидел, и узнал, как рождает

плодовитое чрево вечности. И я не только крайне изумлялся всему этому, но и

чрезвычайно радовался.

Описывая 'просветления', Беме в одном из своих сочинений пишет:

Внезапно... мой дух прорвался... до самого глубокого внутреннего

зарождения Божества, и там я был обнят с любовью таким объятием, каким

обнимает жениха нежно любимая невеста. Но величие торжества, бывшее в духе,

я не могу выразить ни устно, ни письменно, и ни с чем это нельзя сравнить,

кроме как с жизнью, зарождаемой среди смерти, -- и это подобно воскресению

из мертвых. В этом свете мой дух внезапно увидел сквозь все, и проник во все

творения, и увидел все в них и даже в траве и листьях, и я узнал Бога, --

кто он, и как он действует, и какова его воля. И внезапно в этом свете

могущественным толчком моя воля была направлена на то, чтобы описать

существо Бога. Но так как я не мог сразу охватить глубочайшее рождение Бога

в их существе и понять их в моем рассудке, то прошло двенадцать лет, прежде

чем дано было мне ясное понимание их. И со мной произошло, как с молодым

деревом, которое посажено в землю и сначала молодо и нежно и радует глаз,

разрастаясь... Но оно не приносит плодов сейчас же, и, хотя оно цветет, они

отпадают, и много холодных ветров будут дуть на него, и падать снега, и

дышать морозы, пока оно достигнет полного роста и начнет приносить плоды.

Книги Беме полны удивления перед теми тайнами, которые он узнал.

'Я был так же несведущ относительно скрытых тайн, -- пишет он, -- как

самый простой человек, но моя дева чудес Божиих научила меня, что я должен

написать о его чудесах, хотя все-таки моей целью, когда я начал писать это,

было записать то, что я узнал, для памяти, для себя...'

'Не я, который есть я, знаю эти вещи, -- говорит он, -- но Бог знает их

во мне'.

'Если вы увидите вашу собственную природу, и внешний мир, и что

происходит там, вы найдете, что вы по отношению в вашему внешнему существу

есть этот внешний мир'.

* * *

Замечательны его 'Диалоги' Ученика и Учителя, под которыми нужно

понимать низшее и высшее сознание человека (Цит. из английского перевода

Dialogues on the Super-sensual Life by Jacob Behmen.).

...Ученик спросил своего учителя:

-- Как могу я достигнуть сверхчувственной жизни так, чтобы видеть Бога,

и слышать, и говорить с ним?

Его Учитель сказал:

-- Когда ты будешь в состоянии хотя бы на минуту заставить себя войти

туда, где не живет ни одно живое существо, ты услышишь Бога.

Ученик. Близко это или далеко?

Учитель. Это в тебе, и, если ты можешь на время остановить свои мысли и

желания, ты услышишь невыразимые слова Бога.

Ученик. Как могу я услышать речь Бога, когда я не буду ни думать, ни

желать?

Учитель. Когда ты не будешь ни думать от себя самого, ни желать от себя

самого. Когда твой ум и воля станут спокойны и пассивно отдадутся восприятию

выражений Вечного Слова и Духа, и когда твоя душа расправит крылья и

поднимется над тем, что временно... И когда ты отвлеченным мышлением запрешь

на замок воображение и внешние чувства, тогда Вечный Слух, Зрение и Речь

откроются в тебе, и Бог услышит и увидит через тебя, потому что теперь ты

будешь органом его Духа, и Бог будет говорить в тебе и будет шептать твоему

Духу, и твой