Петр Демьянович Успенский

Tertium organum (Часть 2)

формы и объекты, которых

не может знать каждое чувство, взятое в отдельности. Таким же образом душа

Земли находит отношения между содержанием моего и вашего ума, такие

отношения, которых наши отдельные умы не сознают. Она создает схемы, формы и

объекты, пропорциональные ее более широкому полю действия, для постижения

которых наши душевные поля слишком узки. И она знает нас и наши отношения в

то время, как мы не знаем ни ее, ни своих настоящих отношений друг к другу.

Вся внутренняя жизнь Вселенной устроена как будто таким образом, что более

широкое сознание всегда может держать под наблюдением более узкое, но

никогда не наоборот.

Фехнер сравнивает наши индивидуальные личности с органами чувств Земли.

Мы вносим каждый свое в ее душевную жизнь... И она поглощает найти

восприятия своей широкой сферой знания и комбинирует их с другими имеющимися

там данными. Причем раз внесенное уже остается в ней навсегда и входит в

новые соотношения.

Эти идеи Фехнера изложены в его книге 'Zendavesta'.

Я привел такую длинную выдержку из книги проф. Джемса для того, чтобы

показать, что идеи одушевленности и сознательности мира совсем не являются

новыми или парадоксальными. Это естественная и логическая необходимость,

вытекающая из более широкого взгляда на мир, чем тот взгляд, который мы

обыкновенно позволяем себе иметь.

Логически мы должны или признать жизнь и сознание во всем, во всей

'мертвой природе', или отрицать их совершенно даже в самих себе.

ГЛАВА XVI

Сознание и жизнь. -- Жизнь как познавание. -- Сознание как реализация

существования. -- Интеллект и эмоции. -- Эмоции как орудие познания. --

Эволюция эмоций с точки зрения познания. -- Чистые и нечистые эмоции. --

Личные и сверхличные эмоции. -- Уничтожение элемента себя, как средство

приближения к истинному познанию. -- 'Будьте как дети...'. -- 'Блаженны

чистые сердцем...'. -- Ценность морали с точки зрения познания. --

Недостатки интеллектуализма. -- Дредноуты как венец интеллектуальной

культуры. -- Опасности морализма. -- Моральный эстетизм. -- Религия и

искусство как организованные формы эмоционального познавания. -- Познание

Бога и познание красоты.

Смысл жизни -- это вечная тема людских размышлений. Все философские

системы, все религиозные учения стремятся найти и дать людям ответ на этот

вопрос. Одни говорят, что смысл жизни в служении, в отдавании себя, в

самопожертвовании, в жертве всем, даже жизнью. Другие говорят, что смысл

жизни в наслаждении ею, 'в ожидании конечного ужаса смерти'. Одни говорят,

что смысл жизни -- это совершенствование и созидание себе лучшего будущего

за гробом. Другие говорят, что смысл в приближении к небытию. Третьи, что

смысл -- в совершенствовании расы, в 'устроении жизни на земле'. Четвертые

отрицают всякую возможность искать смысл.

Недостаток всех этих объяснений заключается в том, что все они пытаются

найти смысл жизни вне ее самой -- или в будущем человечества, или в

проблематическом существовании за гробом, или в эволюции Ego путем долгих

последовательных перевоплощений, вообще в чем-нибудь вне настоящей жизни

человека. Но если вместо того, чтобы размышлять, люди просто посмотрят

вокруг себя, то они увидят, что в действительности смысл жизни совсем не так

темен. Он заключается в познании. Вся жизнь, всеми ее фактами, событиями и

случайностями, волнениями и влечениями, всегда приводит нас к познанию

чего-нибудь. Весь жизненный опыт есть познание. Самая сильная эмоция

человека -- это стремление к неизвестному. Даже в любви, как мы видим, самое

сильное влечение, которому приносится в жертву все остальное, это влечение к

неизвестному, к новому.

* * *

В самом начале этой книги мы признали существующими сознание и мир; 'я'

и 'не-я'. Сознание определяется как реализация существования. 'Я' реализует

свое существование и существование мира, часть которого оно составляет.

Отношение к себе самому и к миру называется познанием.

Все душевные свойства человека, все элементы его сознания -- ощущения,

представления, понятия, идеи, суждения, умозаключения, чувствования, эмоции,

даже творчество -- это все орудия познания, которыми располагает 'я'.

Чувствование, даже самые высшие, как эстетическое, религиозное,

моральное, -- и творчество, от творчества дикаря, делающего