Петр Демьянович Успенский

Tertium organum (Часть 2)

всю его жизнь. На его сердце упала капля Брамического Блаженства,

оставив там навсегда ощущение неба. Среди других вещей, в которые он не то

что стал верить, а которые он увидел и узнал, было сознание того, что Космос

не есть мертвая материя, но живое Присутствие, что душа человека бессмертна

и что Вселенная построена и создана так, что без всякой возможности

случайностей все действует для блага каждого и всех, что основой принцип

мира -- это есть то, что мы называем любовью, и что счастье каждого из нас в

результате абсолютно несомненно. Он утверждает, что в течение нескольких

секунд, пока длилось просветление, он увидел и узнал больше, чем за все

предыдущие годы своей жизни, и что он узнал нечто такое, чего не может дать

никакое изучение.

* * *

Просветление длилось только несколько мгновений, но его следы остались

неизгладимыми. Забыть то, что было увидено и узнано, было невозможно, точно

так же не могло быть никаких сомнений в истине того, что явилось уму. Ни в

ту ночь, ни после этот опыт не повторился...

Необыкновенное событие этой ночи было реальным и единственным

посвящением в высший порядок идей. Но это было только посвящение...

Бекк говорит, что он сам не отдавал себе ясного отчета относительно

того, что с ним случилось, и только много лет спустя, встретив человека,

испытавшего то же самое в большем объеме, который рассказал ему о своих

переживаниях, он понял истинное значение того, что испытал сам.

Его собственный случай помог ему уяснить себе то, что произошло некогда

с ап. Павлом и с Магометом... Затем встречи и разговоры с людьми, которым

были знакомы такого рода переживания, помогли ему расширить свой взгляд.

После долгих и трудных размышлений он пришел к заключению:

...что существует семейство, возникшее среди обыкновенного человечества

и живущее среди него, но едва ли составляющее его часть. Члены этого

семейства рассеяны среди передовых рас человечества на протяжении последних

сорока веков мировой истории.

Черта, которая отличает этих людей от обыкновенных, заключается в

следующем: их духовные глаза были открыты, и они видели. Наиболее известные

члены этой группы, если их собрать вместе, поместятся одновременно в

небольшой гостиной, и, однако, они создали все великие современные

религии... и, говоря вообще, создали, через религию и литературу, всю

современную цивилизацию. Это не значит, что они написали численно большое

количество книг, но они создали те немногие книги, которые вдохновили собой

большую часть книг, написанных после них. Эти люди господствуют над

последними двадцатью пятью столетиями, как звезды первой величины

господствуют над полуночным небом.

Затем д-р Бекк разбирает психологическое происхождение того, что он

называет космическим сознанием и что, по его мнению, ни в каком случае не

следует рассматривать как что-либо сверхъестественное или сверхнормальное.

По его мнению, это результат естественного роста.

Он говорит, что в рождении космического сознания важную роль играет

моральная природа, но сам он ограничивается исследованием эволюции

интеллекта.

В этой эволюции он видит четыре ясные и отдельные ступени:

* образование ощущений;

* образование представлений;

* образование понятий;

* образование высших интуиции.

Взгляды д-ра Бекка на эволюцию интеллекта вполне совпадают со

взглядами, высказанными в главе VIII этой книги.

Ощущение есть чувственное впечатление, -- говорит он... -- Если мы

пойдем достаточно далеко, мы найдем среди наших предков существо, весь

интеллект которого состоит из одних ощущений. Но это существо обладает

способностью внутреннего роста. Индивидуально и из поколения в поколение оно

накапливает ощущения и постепенно создает из них представление, процессом,

похожим на получение сложной фотографии, где один снимок печатается на

другом.

Затем работа аккумулирования снова начинается уже на высшем плане.

Органы чувств упорно производят ощущения. Воспринимательные центры создают

представления...

Наконец, после многих тысяч поколений, приходит время, когда ум,

живущий представлениями, достигает высшей возможной для него точки.

Накопление ощущений и представлений идет до известного пункта, пока их можно

сохранять. Затем происходит новый