Филип Боневитс

Реальная магия (Часть 1)

Ассоциации. Он гласит, что знание полного истинного имени феномена или сущности дает вам полную власть над этим феноменом (почти все феномены в магии персонифицированы и считаются «сущностями» или существами). Этот закон основан на двух предпосылках.

В более простом, по сравнению с нашим, языке имя является определением того, что было поименовано. Это справедливо и для сложных языков, хотя часто приходится долго и упорно искать значение того или иного имени, особенно если оно имеет

иностранные корни. Зная имя, вы знаете и сущность, обладающую этим именем. По мере поступления новой информации о предмете его имя развивается и изменяется, часто становясь все длиннее и длиннее. Если вам удается узнать полное имя незнакомого феномена, вы в полной мере постигаете его суть и обретаете власть над ним. В этом состоит связь с законом Знания.

Имена являются ассоциативными приспособлениями (мнемоническими приемами, используемыми для того, чтобы напоминать о чем-либо), как в аспекте описания феномена, так и в аспекте корневых, или словообразующих, звуков. Мы рассмотрим эту тему более подробно, когда перейдем к закону Ассоциаций. Ключевую фразу закона Имен можно сформулировать так: «Что в имени? — Все сущее!».

Закон Силы Слов находится в подчиненном отношении к закону Имен. Этот закон гласит, что определенные слова могут влиять на внутреннюю и внешнюю реальность того, кто произносит их. Не каждое слово можно рассматривать как имя определенной сущности, но в данном случае это не главное, хотя наиболее могущественная сила слова обычно заключена в извращенных именах древних богов.

Слова «абракадабра», «осорронофрис» или «шихамфораш» не имеют смысла для тех, кто их произносит, но тут дело не в понимании, а в намерении. Считается, что сила заключена в самих звуках слов*,

*Разумеется, при этом говорящий должен находиться в особом состоянии сознания. — Прим. автора.

таким образом делая их мантрами, о которых мы поговорим позднее. (Прошу проще-

-ния, но я вынужден постоянно говорить «позднее». В магии все переплетается самым невероятным образом, и кое-что приходится приносить в жертву ради последовательности изложения.) Ключевая фраза закона Силы Слов — «Для мудреца достаточно слова».

Следующий основной закон называется законом Ассоциации. Если две вещи, А и Б, имеют нечто общее (что угодно!), оно может быть использовано для контроля над обеими. А и Б оказывают воздействие друг на друга в зависимости от степени их общности. Чем больше они имеют общего, тем сильнее это воздействие.

Когда охотник убивает льва, он может съесть печень животного, считая, что это придаст ему сил; воин может съесть мозг убитого врага, чтобы впитать в себя его храбрость или хитроумие. Прихожанин церкви съедает кусочек хлеба, который считается телом Христовым, чтобы приобрести некоторые свойства Христа. Все это примеры «ритуального каннибализма», имеющие общую основу. Сила льва сосредоточена в его печени. Если я съем печень, то стану сильным, как лев. Тот же самый механизм ассоциации действует в каждом приведенном примере.

Закон Ассоциации редко используется в чистом виде, если не считать выбора портьерной ткани на окна и реквизита для сотворения заклинания. Вместо этого закона в жизни господствуют два соподчиненных закона. Фактически, именно они были впервые открыты современной антропологией*;

*По крайней мере, так утверждают антропологи. Вообще-то, эти два закона впервые выделены сэром Джоном Фрэзером в 1890 г., но антропологи отказываются принять его в свою компанию. — Прим. автора.

считалось, что они являются основой всей «примитивной» магии. Вообще говоря, термин «примитивный» не следует употреблять, поскольку многие так называемые варварские культуры имеют не менее сложное устройство, чем наша.

Эти два соподчиненных закона называются законом Сходства и законом Сродства. Первый является основой «симпатической магии» и в упрощенной форме гласит, что следствия сходны с причинами. Если вы хотите заставить метлу летать, то вам нужно вставить в нее перья, размахивать ею, щебетать над ней и так далее. Помните: любой предмет, идея или личность, напоминающий вам или связанный (то есть ассоциирующийся) с конкретным феноменом или сущностью, обладает частицей силы этой сущности и может быть использован так же, как сама сущность. Таким образом, перья, щебет и другой «реквизит», связанный с идеей полета, может использоваться для создания феномена полета. Ключевая фраза закона Сходства — «то, что выглядит подобным, является подобным».

Закон Сродства имеет незаслуженно плохую