Филип Боневитс

Реальная магия (Часть 1)

Их мишени были не готовы к чему-либо, кроме традиционных атак.

Эта церемония имела всесторонние последствия с интересными результатами. Вскоре после выполнения ритуала первая мишень потеряла лучшего сенситива в своем окружении; затем вся группа этого человека распалась, а сам он оказался на грани банкротства. Экзорцизм, очевидно, тоже имел значительный успех. Сообщения из разных районов свидетельствовали о полном смятении и замешательстве противника. Что касается политиканов, то, несмотря на многочисленные оправдания, в течение последующих трех месяцев они так и не смогли

срежиссировать хотя бы один случай беспорядков. Спокойствие сохранялось до самого Рождества. Разумеется, это было чистое совпадение.

Заметим сложившуюся схему: представление паствы и просьбы об отпущении грехов, ответ божества (или персонифицированного группового разума), отождествление участников с божеством, новые просьбы, обращенные к нему, и подтверждение успеха церемонии.

Начальные молитвы у христианского алтаря, первые движения танца хопи, хлопки в ладоши у пятидесятников и народа Водана, буддийские напевы, песни хвалы, обращенные к Матери-Земле — все это относится к представлению паствы и мольбам о снисхождении.

Чтение отрывков из священных рукописей, будь то Библия или «Хроники», торжественные песнопения или цитирование исторических событий — все это, в сущности, является ответом божества или Силы, к которой обращаются участники ритуала.

Освящение тела Господня, смена лент у друидов, «одержимость» божествами у хопи, пятидесятников, народа Водана и буддистов — все это способы отождествления с божеством.

И наконец, каждая религиозная группа просит об особых милостях и заканчивает церемонию позитивным подтверждением ее успеха.

Возьмите справочник по сравнительной теории религий, и я уверен, что вы найдете новые примеры, совпадающие с этой схемой. Но какова основная теория, стоящая за ней, и откуда такое разнообразие обрядов ?

Почти каждый из известных магических или религиозных ритуалов проводится по следующему сценарию. Эмоции пробуждаются, накапливаются и достигают кульминации. Создается образ мишени, и формулируется четкая цель. Эмоциональная энергия фокусируется, направляется и устремляется к этой цели. Затем наступает разрядка: это позволяет избавиться от остатков эмоционального напряжения и испытать удовлетворение от случившегося.

Каким образом ритуалы, которые мы рассмотрели, отражают схему эмоционального катарсиса? Как можно убедиться, на самом деле есть две разные, но взаимосвязанные цели проведения ритуала. Когда акцент делается на подключении к божеству, такой ритуал называем «религиозным», а мишень имеет теургическую природу: экстаз одержимости божеством. Когда акцент делается на получении силы посредством подключения или создания Коммутатора, такой ритуал называем «магическим», а мишень обычно имеет тавматургическую природу: конкретный объективный результат. Однако иногда бывает трудно отделить одно от другого.

Откуда такое разнообразие, если цель одна и та же? Это происходит потому, что разные люди в разных культурах, эпохах и странах по-разному реагировали на эмоциональные стимулы. То, что заставляет одного человека плакать, вызывает смех У другого. То, что возбуждает одного человека, может вызвать у другого невыносимую скуку. Вспомните закон Бесконечных Вселенных.

Один из основных стимулов, используемых во всем мире для усиления эмоций — это пение и хлопанье в ладоши. Напевное произнесение слов, исполненных священного смысла, вдохновляет и возбуждает людей, а иногда один лишь монотонный ритм и внутренние вибрации мантры могут загипнотизировать того, кто ее произносит. Ритмические хлопки, барабанный бой, трубные звуки, притопывание ногами, монотонное пение, речитативы или погремушки — все это весьма эффективно вызывает состояние гипнотического транса (не говоря уже о прямых ассоциативных эффектах). Не забывайте о том, что загипнотизированный человек очень легко поддается эмоциональной стимуляции.

Известно, что использование высокопарной фразеологии, игры, основанной на смене страха и надежды, отчаянии и радости, является тем стимулом, который накапливает и высвобождает эмоции. Но в хорошо продуманном ритуале задействованы все человеческие чувства.

Одежда, алтарь, чаши, жезлы, мандалы, мудры, мантры, благовония, вино, пение, музыка, свечи, эмблемы, реликвии, яства и сама привычка к ритуалу — важные ингредиенты любого обряда. Сценический реквизит используется для манипуляций со вкусом, ощущением, обонянием, зрением, слухом и памятью с целю