Кандыба Виктор Михайлович

С-К метод развития человека (Часть 1)

служил опыт,

засвидетельствованный людьми, принадлежащими к самым различным культурам,

исповедующими те или иные религии или же придерживающимися каких-то нерелигиозных

идеологий. Позволим же себе ответить на вопрос, в чем сходство и в чем различие

этих переживаний. Прежде всего, необходимо провести различие между субъективным

переживанием озарения светом и объективным феноменом, засвидетельствованным

сторонними наблюдателями. Для индийской, иранской и христианской традиции

эти две категории опыта смешаны и перетекают одна в другую; причины того,

что quot;механизм различенияquot; в этих случаях quot;не работаетquot;,

в принципе сходны: божественность (для Индии - Бытие) есть Свет или эманация

света, а святые (в Индии) или те, кто достиг unio mystica (quot;мистического

единстваquot;), наделены светозарностью (quot;Бхагавад-гитаquot;, бхакти,

шаманизм).

Что касается морфологии субъективной люминофании, то она необычайно разнообразна.

Тем не менее, попытаемся выделить наиболее часто встречающиеся ее формы:

1. Свет может быть столь ослепителен, что окружающий мир просто-напросто исчезает;

увидевший свет теряет зрение.

Таков опыт встречи со Светом апостола Павла, ослепшего на дороге в Дамаск,

многих святых, Арджуны в quot;Бхагавадгитеquot;.

2. Свет преображает мир, но не quot;заслоняетquot; его: люминофания переживается

как созерцание очень интенсивного сверхъестественного света, сияющего в глубине

материи, при этом предметы сохраняют свои формы и очертания. Это сияние подобно

небесному Свету, и озаренный им мир предстает таким, каков он был в своем

изначальном совершенстве, утра ту которого иудеохристианская традиция связывает

с падением Адама. Под данную категорию подпадает большинство люминофании,

переживаемых мистиками, принадлежат ли они конфессионально к христианству

или какой-либо иной религии.

3. Так же близко к этому типу озарение, переживаемое эскимосским шаманом (кавманек),

в результате которого он обретает способность видеть не только чрезвычайно

далеко, но - видеть во всех направлениях, больше того - ему становится зримо

присутствие духов, то есть открывается сама структура мироздания, изменяя

восприятие и понимание мира. Следует отметить, что в ходе переживания такого

озарения шаман проходит как бы через несколько различных Вселенных: Вселенную,

структурно сходную с нашим привычным Мирозданием, однако несколько отличающуюся

от него, - теперь нам не составляет труда понять суть этих отличий - и Вселенную,

сама структура которой непостижима обычному сознанию в его бодрствующем состоянии.

Следует также провести границу между мгновенным опытом внезапного озарения

и иными типами люминофаний, когда интенсивность света растет постепенно, и

так же постепенно к человеку приходит покой, уверенность в бессмертии души

или постижение сверхъесте ственного порядка вещей.

4. И наконец, необходимо разделить Свет, который воспринимается как свидетельство

личного божественного Присут

ствия, и свет, свидетельствующий о внеличной святости: не важно, идет ли речь

о священном характере Мироздания, Жизни, человека или реальности - то есть

в конечном счете о святости Космоса как божественного творения.

Необходимо подчеркнуть, что, как бы естественно и с какой бы степенью интенсивности

ни переживалась люминофа-ния, так или иначе в ней задействован религиозный

опыт. Все рассматриваемые нами опыты люминофаний имели одну общую черту: свидетель

люминофаний оказывался quot;вырванquot; из обычной Вселенной, из исторической

ситуации и перенесен в качественно иную Вселенную, в совершенно иной, трансцендентный

нашему мир - мир, где явлена святость. Описание структуры этого трансцендентного,

пронизанного святостью мира варьируется от культуры к культуре и от региона

к региону - мы достаточно акцентировали такого рода различия по ходу нашего

исследования, чтобы у читателя не осталось каких-либо сомнений на этот счет.

И все же во всех этих описаниях прослеживается один общий элемент: Вселенная,

открывающаяся во время опыта люминофаний, отлична от нашей Вселенной - или

трансцендентна по отношению к ней - уже в силу того, что она духовна в своей

основе, иначе говоря, она доступна лишь тем, для кого существование Духа -

реальность. Несколько