Кандыба Виктор Михайлович

С-К метод развития человека (Часть 1)

знать, что это - твои собственные мысли. Помни, что все это - бар

доquot;.

Но, подобно большинству людей, умерший не может осуществить этот совет на

практике. Отягощенный кармой, он дает вовлечь себя в цикл манифестаций, характеризующих

состояние бардо. На четвертый день после смерти, предупреждает текст, он увидит

сияние и божеств. quot;Все Небо станет темно-синимquot;, покойному предстанет

Бхагаван Вайрочана - цвет его белый, - и из сердца его появится Мудрость Дхарма-Дату,

quot;голубая, сияющая, великолепная, ослепительная, и поразит тебя столь

лучезарным светом, что ты не в силах будешь смотреть на негоquot;. quot;Вместе

с ним возгорится тусклый белый свет из мира дэвов; он поразит тебя прямо в

лицоquot;. Ибо душа, влекомая дурной кармой, испугается яркого света Дхарма-Дату

и прельстится тусклым белым светом дэвов. Однако текст советует умершему не

привязываться к свету дэвов, чтобы его не увлек вихрь шести миров - лок, а

обратить все свои мысли к Вайрочане. Тогда, в конце концов, он в ореоле радужного

света соединится с сердцем Вайрочаны и станет Буддой в Самбхо-га Кайе - Центральной

Всеобильной Области.

Еще в течение шести дней умершему предоставлен выбор между Чистым Светом,

олицетворяющим освобождение и идентификацию с сущностным Буддой, и огнями,

символизирующими различные формы последующей жизни, - иными словами, возвращение

на Землю. Вслед за белым и голубым умершему предстанут желтый, красный и зеленый

огни, и в самом конце - все они вместе.

Здесь нет возможности в нужной мере прокомментировать этот чрезвычайно важный

текст. Поэтому ограничимся лишь замечаниями, непосредственно связанными с

темой нашего исследования. Мы видели, что в момент смерти каждый человек имеет

шанс достичь освобождения; для этого необходимо отождествиться с Чистым Светом,

который предстает ему после смерти. Принимая во внимание важность понятия

кармы для мышления мудрецов Индии, настаивающих на том, что человек пожинает

плоды своих поступков, на первый взгляд это выглядит парадоксально. Действия

прожившего свою жизнь вне истины образуют кармические последствия, которые

невозможно разрушить в момент смерти. Но на самом деле все происходит в соответствии

с законом кармы: душа человека неподготовленного отвергнет призыв Чистого

Света и позволит увлечь себя тусклым огням, олицетворяющим более низкие уровни

существования. С другой стороны, те, кто при жизни практиковали йогу, смогут

узнать в Чистом свете свое quot;Яquot; и тем самым достигнуть слияния с

сущностью Будды.

Свет, с которым человек встречается в момент смерти, - тот же внутренний свет,

который упанишады отождествляют с атманом: в земном существовании он достижим

лишь для духовно подготовленных адептов, практикующих йогу или обладающих

гнозисом. Вдумавшись, мы обнаружим, что переход через смерть лишь повторяет

на ином уровне ситуацию земного существования: хотя Свет является всем и каждому,

только посвященные могут распознать его и слиться с ним. Верно и то, что хотя

в момент смерти и несколько дней после нее лама ради блага покойного читает

над ним quot;Книгу мертвыхquot;, - это чтение является последним призывом

к освобождению, - тем не менее умерший сам определяет свою дальнейшую судьбу.

У него должно достать воли и сил выбрать Чистый Свет, так же как он должен

со всей непреклонностью противостоять искушениям посмертия. Иными словами,

смерть - лишь еще одна возможность принять и пройти инициацию, однако, как

и многие другие церемонии инициации, она предполагает серию испытаний, которые

неофит должен преодолеть. И встреча со Светом post mortem (quot;после смертиquot;)

является последним и, возможно, самым сложным из них.

Для практикующих тантру возможен иного рода опыт встречи с внутренним светом,

когда адепт переживает люминофа-нию во время майтхуны - ритуального соединения

с молодой девушкой (мудра), являющейся инкарнацией Шакти. Подчеркнем, что

речь идет не о профанной любви, но о церемонии, повторяющей quot;игруquot;

божественных сил, когда не происходит извержения семени. Комментируя один

из важнейших тантрических текстов, quot;Гухьясамаджа-тантруquot;, Чандракирти

и Цзонкаба подчеркивают одну многозначительную деталь; во время майтхуны мистическое

соединение