Кандыба Виктор Михайлович

С-К метод развития человека (Часть 1)

он - новый человек. Якут, которого

молния ударила, но не убила, рассказывал, что с Неба сошел Бог, разметал его

тело на части, а затем вернул его к жизни - но к жизни новой, ибо после этой

смерти-посвящения он, вернувшись к жизни, обрел дар шамана. quot;Теперь,

- прибавил он, - я вижу все, что происходит за 30 верст вокругquot;. Весьма

показательно, что в этом примере мгновенной инициации обычная тема смерти

и воскрешения сопровождается и дополняется мотивом внезапного озарения; слепящая

вспышка молнии ведет к духовной трансформации, в результате которой человек

получает провидческие способности. quot;Видеть на 30 верстquot; - традиционное

выражение, используемое сибирскими шаманами для обозначения ясновидения.

Отметим, что подобное ясновидение приобретается в результате мистического

опыта, который у эскимосов называется quot;удар молнииquot; или quot;озарениеquot;

(кавманек), и, не пройдя через него, шаманом стать невозможно. Так, по свидетельствам

шаманов эскимосов-иглюлик, собранных Расмуссеном, кавманек - это переживание

quot;таинственного света, который шаман внезапно ощущает в своем теле, в

голове, в мозгу, некий необъяснимый прожектор, светоносный пожар, позволяющий

шаману видеть в темноте, причем и в прямом, и переносном смысле слова, ибо

он видит во тьме даже с закрытыми глазами и воспринимает вещи и грядущие события,

от других сокрытые; так шаманы всматриваются в будущее и в тайны других людейquot;.

Когда новичок впервые проходит через переживание этого мистического света,

он ощущает, quot;как дом, в котором он находится, вдруг словно поднимается

в воздух: он видит далеко-предалеко, сквозь горы, как если бы земля была одной

великой равниной, и его взор может достичь пределов земли. Для него более

нет ничего сокрытого; теперь он может видеть не только очень удаленные вещи,

но также обнаруживать души, похищенные души, которые либо упрятаны в дальних,

странных землях, либо вознесены на небо или забраны в Страну мертвыхquot;.

Основные моменты опыта мистического озарения: а) оно является следствием длительной

подготовки, но всегда случается внезапно, quot;подобно вспышке молнииquot;;

б) оно связано с внутренним светом, ощущаемым в теле, прежде всего - в голове;

в) когда человек впервые проходит через это озарение, он ощущает, что его

возносят вверх; г) с этим озарением связано видение на расстоянии и одновременно

- ясновидение: шаман видит все происходящее далеко вокруг, но при этом он

видит и невидимые сущности (души больных, духов и т. д.), а также прозревает

грядущие события.

Прибавим, что опыт кавманек неотделим от иного, специфически шаманского духовного

упражнения - способности видеть собственное тело, обнажившееся до скелета.

Другими словами, шаман способен quot;видетьquot; то, что невидимо во времени.

Это можно понять двояко: либо он видит сквозь плоть и зрение его подобно рентгену),

либо он провидит далекое будущее - то, что произойдет с телом после смерти.

В любом случае, эта способность - тоже своего рода ясновидение, обретаемое

благодаря озарению. На этом моменте следует остановиться особо: хотя проявление

внутреннего света, ощущаемое как лю-минофания, происходит в почти прямом смысле

слова, на физическом уровне, это озарение дает эскимосскому шаману пара-

гномические способности и знания мистического порядка.

Было бы весьма соблазнительно от анализа опыта шаманов сразу перейти к концепциям

внутреннего света, сформированным в Индии. Здесь мы обнаружим сходное сочетание

представлений о световом потоке, познании и возможностях преодоления человеческого

уровня существования. Однако я хотел бы ненадолго коснуться другой группы

фактов, связанных с

примитивными обществами, и в первую очередь - с инициацией австралийских знахарей.

Мне неизвестны примеры из австралийского материала, напоминающие озарения

шаманов у эскимосов-иглюлик, но, возможно, это связано с недостатком знаний

об австралийских знахарях в целом. Тем не менее, у нас есть все основания

сравнивать их с шаманами Сибири и Арктики, не только потому, что и у тех и

у других обряды инициации имеют много сходного, но также потому, что и шаманам

и знахарям приписывают сходные парапсихологичес-кие способности: они могут

ходить по углям, исчезать и появляться