Кандыба Виктор Михайлович

С-К метод развития человека (Часть 1)

было то, что коридоры и волны света, расходившиеся от

сияющего шара, и даже сама световая сфера в центре были заполнены живыми существами...

единый связный организм заполнял все пространство, состоя из бесчисленных

индивидуальных существований... больше того, мириады этих созданий вились

в воздухе в церкви; они пребывали в постоянном движении, свободно проходя

сквозь людей: наши тела вовсе не были для них препятствием... Эти небесные

сонмы проходили сквозь прихожан, как ветер проходит сквозь кроны деревьевquot;.

Прервем здесь эту удивительную историю; дальнейшее ее содержание не столь

важно для нашего исследования, так как касается, главным образом, феноменологии

мистических переживаний. Описанный опыт уникален тем, что люминофания была

не внезапной, а развертывалась во времени: автор описывает не спонтанное озарение,

а говорит о голубоватой дымке, похожей на туман, преображающейся в фиолетовую

тень, а потом - в слепящий золотой свет. Видение длилось, постепенно меняя

свой характер. Вначале пространство заполнено фиолетовым светом, разливающимся

во все стороны, и рассказчик говорит, что он мог видеть сквозь стены. После

этого он испытал радость, которую quot;не выразить в словахquot;, и, уже

когда он достиг духовного равновесия и покоя, свет превратился, в золотой,

и можно было видеть сияющую сферу и мириады духов.

За этим видением последовало другое переживание, когда, как говорит рассказчик,

он перестал осознавать течение времени и утратил всякое представление о пространстве

и наполняющих его формах, гак что осталось лишь восприятие quot;бесконечного

и вечногоquot;. quot;Мое сознание преодолело некий последний барьер и проникло

в области несотворенного и бесформенногоquot;. Он утратил сознание окружающего

его физического мира. Но этот восторг длился лишь несколько секунд: когда

рассказчик вновь обрел свое quot;Яquot;, пение Те Deum еще продолжалось.

Быстрота перехода от одного восприятия к другому, от созерцания физического

света к проникновению в чисто трансцендентный мир, что превыше времени и пространства,

- самое удивительное в этом опыте. Он подобен стремительной мистической инициации,

протекающей с максимально возможной скоростью.

Сходный, хотя и более краткий опыт описан Уорнером Алленом в книге quot;Мгновения

вне времениquot; (1946): все происходившее с рассказчиком вместилось между

двумя последовательными нотами Седьмой симфонии Бетховена, при этом сознание

не зафиксировало разрыва в течении музыки. Вот описание Уорнера Аллена: quot;Я

закрыл глаза и увидел серебристое сияние, которое оформилось в круг, причем

центр его выделялся своей яркостью. Круг превратился в световой туннель, протянувшийся

от некоего далекого солнца в сердцевине quot;Яquot;. Тут же я почувствовал,

как меня быстро и плавно втягивает в туннель. И покуда я двигался сквозь него,

свет менялся от серебристого к золотому. При этом присутствовало ощущение,

что туннель наполнен током некой силы, исходящей от бесконечного океана мощи,

с другой стороны, я чувствовал, как душа моя наполняется миром и спокойствием.

Свет становился ярче, но не слепил, и в нем не было ничего угрожающего...

Я достиг точки, где время и движение замирали... Я был поглощен Светом Вселенной,

поглощен Реальностью, пылающей как огонь. Обладающий знанием самого себя,

при этом я не перестал быть собой и сам по себе, я был подобен капле ртути,

слившейся с Единым, и при этом сохранял свою отдельность от всего - так отдельна

каждая песчинка в пустыне. Мир и покой превыше всякого понимания и пульсирующая

энергия Творения были одним в этом центре, где противоположности примиреныquot;.

Этот опыт в первую очередь интересен своим метафизическим характером; парадоксальным

образом он объясняет, как можно одновременно существовать во Времени и вне

его, свидетельствуя о своего рода coincidentia oppositorum. Рассказчик говорит,

что он осознавал свою самоидентичность, но при том чувствовал растворенность

в едином, то есть, сохраняя личностное восприятие, был наделен трансцендентным

сознанием: ему открылся центр Бытия, Urgrund, где примиряются все противоположности.

Описание связывающего quot;Яquot; и дальнее Солнце светового туннеля, пройдя

через который рассказчик и удостоился откровения, заслуживают