Кандыба Виктор Михайлович

С-К метод развития человека (Часть 1)

что Солнце

есть Жизнь, или атман, quot;Яquot; всего сущего. Особое внимание уделяется

этой проблеме в упанишадах; бытие манифестирует себя в виде чистого света,

человек же познает бытие, проходя через опыт приобщения сверхъестественному

Свету. Так, в quot;Чхандогья-упани-шадеquot; (III, 13, 7) говорится, что

quot;свет, который сияет над этим небом, над всем, над каждым в непревзойденных,

высших мирах, поистине, он и есть тот свет, который [находится] в этом человеке

(антах пуруше)quot;.

Осознание единства внутреннего света и света сверхкосмического сопровождается

двумя известными феноменами, проявляющимися на тонком психическом уровне:

повышением температуры тела и восприятием таинственного гула (там же, 13,

8). Это свидетельствует, что откровение атмана брахмана в виде Света не просто

акт метафизического мышления, но внутренний опыт, к которому человек должен

стремиться. Высшее знание ведет к изменению способа человеческого существования.

Так, в quot;Брихадараньяка-упанишадеquot; (I, 3, 28) сказано: quot;Веди

меня от небытия (асат) к бытию (сат). Веди меня от тьмы к свету (тамасо ма

джиотир гамайя). Веди меня от смерти к бессмертиюquot;.

Свет отождествляется с бытием и бессмертием. В quot;Чхандо-гья-упанишадеquot;

(III, 17, 7) приведены два стиха из quot;Ригведыquot;, в которых говорится

о созерцании quot;Света, сияющего под небомquot;, далее же сказано, что

quot;за тьмою видя высший свет, видя высший блеск, мы достигли солнца, бога

среди богов...quot;. В соответствии с известной формулой quot;Брихадараньяка-упаниша-дыquot;

(IV, 3, 7) атман отождествляется с сущностью, пребывающей в сердце человека,

в виде quot;света, внутри сердца (хрди ангар джиотих пурушах)quot;. quot;Это

совершенное успокоение, которое, возникши из этого тела и достигнув высшего

света, проявляется в своем образе (свена рупенабхиниспадиате), и есть атман.

Это бессмертное, это бесстрашное, это брахман. Поистине, имя этого Брахмана

- Действительное (сатиям)quot; (quot;Чхандогья-упа-нишадаquot;, VIII, 3,4).

В момент смерти, говорится в quot;Чхандо-гья-упаншадеquot; чуть далее (VIII,

6, 5), душа с помощью лучей Солнца восходит вверх. Она достигает Солнца, quot;врат

мираquot;, которые - quot;доступ знающим, преграда незнающимquot;.

Тем самым мы сталкиваемся с учением, имеющим трансцендентальный и инициатический

характер, ибо воспринявший его приобретает не только знания, но и достигает

нового, высшего уровня бытия. Откровение приходит внезапно; в силу этого его

сравнивают со вспышкой молнии - в ином контексте мы уже рассматривали индийскую

символику quot;мгновенного озаренияquot;. Так, на Будду озарение сходит

в момент, находящийся вне времени, - когда на заре, после ночи, проведенной

в медитации, он поднимает взор к небу и внезапно видит утреннюю звезду. В

философии Махаяны свет утреннего неба, когда на нем нет Луны, символизирует

quot;Чистый Свет, называемый Вселенской Пустотойquot;. Иными словами, состояние

Будды, - того, кто освободился от всякой обусловленности, - символизируется

Светом, который Гаутама увидел в момент озарения. Этот Свет описывается как

quot;ясныйquot;, quot;чистыйquot;, - то есть в нем не только нет ни следа

тени, но также отсутствуют цвета и качества. Поэтому он назван quot;Вселенской

Пустотойquot;, так как термин пустота (санкхья) точно выражает тот факт,

что этот свет лишен всех атрибутов, всех отличий: это - Urdrund (quot;первоосноваquot;),

абсолютная реальность. Осознание Вселенской Пустоты, как и акт постижения

единства брахмана и атмана, описывается в упанишадах как мгновенное озарение,

подобное вспышке молнии. Точно так же, как ничто не предшествует внезапной

вспышке, прорезающей тьму, ничто не предшествует опыту озарения; он принадлежит

совершенно иному плану бытия, и потому отсутствует переход от момента, ему

предшествующего, к вневременному мгновению, в которое он происходит.

Тем не менее, в текстах упоминается о quot;предварительных образах (рупани

пурассарани) проявления Брахманаquot;, откры

вающихся йогу в форме светящихся проявлений: туман, дым, солнце, огонь, ветер,

светлячки, молния, кристалл и луна.

quot;Мандала-брахманаупанишадаquot; (II, 1) предусматривает иную последовательность:

звезда, алмазное зеркало,