Кандыба Виктор Михайлович

С-К метод развития человека (Часть 1)

свет в глубине своей сущности, то он обретает просветление, гнозис

и проходит через переживание неземной красоты - если любовное соединение становится

ритуалом или божественной quot;игройquot;, когда задержка семяизвержения

отменяетquot; биологическую цель полового акта. В таком случае майтхуна является

отчаянной попыткой вернуться к ситуации изначального человека, когда люди

были светозарными существами, и свет играл главную роль в воспроизведении

человеческого рода.

Вне всякого сомнения, quot;Тухьясамаджа-тантраquot;, так же как и комментарии

к ней, созданные Чандракирти и Цзонкаба, вовсе не провозглашают открыто, что

соответствующие учения преследуют именно эту цель. Свет, через который проходит

адепт во время майтхуны, является Чистым Светом гнозиса, светом сознания,

погруженного в нирвану, - и этого достаточно для оправдания крайне радикальных

практик тантризма. Но вся группа индо-тибетских верований, вбирающая в себя

и миф об Изначальном Человеке-Свете, и тантрические и алхимические идеологии

и техники, настаивает на том, что некоторые йоги достигали бессмертия в телесном

облике. Эти йоги не умирали, а исчезали в Небе, quot;облачившисьquot; в

тело, которые разные источники называют quot;телом радугиquot;, quot;небесным

теломquot;, quot;духовным теломquot;, quot;телом Чистого Светаquot; или

quot;божественным теломquot;. Легко узнать в этом представления об астральном

теле - теле, созданном из Света, - которым обладал Первочеловек.

Как бы ни были многообразны переживания внутренней люминофании и их интерпретации

у мистиков Индии и индо-тибетских буддистов, все они укладываются в весьма

стройную систему. Переживание Света в первую очередь означает встречу с абсолютной

реальностью; в силу этого внутренний Свет открывается человеку, когда он осознает

истинное quot;Яquot; (атман) или постигает сущность жизни и космических

стихий, или в момент его смерти. Во всех этих случаях разрывается завеса иллюзии

и незнания. Внезапно человек слепнет от Чистого Света; он погружается в бытие.

С определенной точки зрения можно сказать, что профанный мир, мир причинно-следственных

связей, преодолевается - и дух вырывается на уровень абсолюта, который одновременно

есть и уровень бытия, и уровень божественности. Брахман, так же как и Будда,

одновременно символизируют и божественность, и бытие, высшую реальность. Для

мыслителей Индии бытие, божественность и мистическое сознание - акт, благодаря

которому осознается реальность, - тождественны. Вот почему встреча со Светом

происходит как во время медитаций, когда адепты, следующие предписаниям упанишад

или буддизма, сосредоточиваются на бытии как таковом, так и при попытках достичь

откровения божественной сущности - этот метод практиковался в некоторых системах

йоги и ряде мистических школ. Так как бытие идентично божественной сущности,

божества всегда озарены сиянием или открываются своим почитателям в виде манифестации

Света. Но люди тоже источают свет, когда они вышли за рамки условностей, в

которых протекает земная жизнь, то есть когда они обрели высшие знания и достигли

уровня свободы. Для индийского мышления свобода неотделима от знания; и человек,

познавший профан-ную структуру бытия, освобождается уже в этой жизни, он более

неподвластен космическим законам. С этого момента ему непосредственно даны

наслаждения божественности, он перестает быть марионеткой во власти законов

причины и следствия, а quot;играетquot; подобно богам - или пляшущим языкам

пламени.

В заключение заметим: для мыслителей Индии обретенный мистический свет означал

преодоление этого профанного мира и обусловленного существования и достижение

иного уровня существования - уровня бытия, божественного, высшего знания и

абсолютной свободы. Свет - знак проявления абсолютной реальности - реальности,

лишенной всех атрибутов. И поэтому встреча с нею есть столкновение со слепящим

белым светом, в котором в конце концов человек исчезает, растворяясь и не

оставляя следов. Ибо следы связаны с индивидуальной историей личности, с памятью,

а тем самым - с преходящими и (с точки зрения вечности) нереальными событиями

- сущностями, которые не имеют с бытием ничего общего. Тот, кто достиг Света

и осознал в нем себя, достиг уровня существования,