Кандыба Виктор Михайлович

С-К метод развития человека (Часть 1)

отдельного анализа.

Однако здесь я хотел бы перейти к другому описанию люминофаний, которое крайне

интересно в силу того, что рассказчик - не только внимательный наблюдатель,

но и знающий ученый. Дж.-Г.-М. Уайтмен, профессор математики в Кейптаунском

университете, - человек достаточно разбирающийся в теологии и метафизике как

Востока, так и Запада. Кроме того, его перу принадлежит ряд весьма серьезных

исследований измененных состояний сознания, написанных на основе личного опыта.

Ниже приводится описание люминофании, пережитой им в возрасте 28 лет. Лежа

ночью без сна, он почувствовал, что покинул тело и вознесся вверх.

quot;Все произошло мгновенно. Глаза мои были открыты. Надо мной, впереди,

вокруг сияла Слава Архетипического Света - она пронизывала меня, и я сам был

ею. Нельзя представить более истинного света, ибо этот Свет и дает всякому

иному свету его сущность; то был не привычный материальный свет, но творческий

свет самой жизни, источник которого - Любовь и Разум, и все живое создано

из его субстанции. (N. В. Я опускаю ряд авторских комментариев, ибо они не

имеют отношения к предмету наших исследований.)

Где-то далеко внизу на мгновение промелькнуло нечто, похожее на поверхность

Земли. При этом мне вовсе не надо было опускать взгляд или поворачивать голову:

я как бы видел все разом. Видение нашей планеты предстало лишь на мгновение

- словно мне давалось понять, сколь далеко мой дух оторвался от Земли и приблизился

к Солнцу.

Как описать источник этого света? Как определить направление, в котором он

находился? Он был где-то сверху, впереди, однако речь шла не о геометрическом

направлении, которое всего лишь относительно, а об абсолютном направлении,

его архетипической сущности. Источником этого света были Жизнь и Истина, Исток

всяких представлений о жизни и истине, - и однако этот источник был манифестирован

в пространстве.

И тут внезапно, без какой-либо смены направления, свет обрел свой смысл, цель.

То была Идея Двенадцати; речь идет не о quot;двенадцатиquot;, что поддается

счету или исчислению, не о quot;двенадцатиquot;, которое дробится на части;

Идея Двенадцати входит в наше представление о том, что есть число двенадцать;

вместе с тем она непостижима для нас и принадлежит Божественному. Влекомый

Светом... я достиг уровня архетипов, и мне было явлено имя Бога Отца. Но тут

мое понимание и повиновение Высшей воле начало рассеиваться, под натиском

самости рассудок стал постепенно утрачивать ясность. На мгновение передо мной

предстала Идея Семерки, но то был уже гораздо более низкий уровень восприятия,

и трудно с определенностью сказать, было ли то объективное восприятие или

плод моего воображения. В следующий момент ко мне уже вернулось сознание моего

телаquot;.

Я намеренно заканчиваю это исследование люминофании примером, в котором присутствует

число двенадцать, уже встречавшееся нам в истории американского торговца.

Рассказ Дж.-Г.-М. Уайтмена поражает точностью и обстоятельностью; из него

не только видно, что автор - математик, но и то, что он весьма начитан в философии

и теологии. И описание Света в этом рассказе, так же, как указание на его

источник, который есть источник представлений о Жизни и Истине, заставляют

задуматься о том, что невнятица и неясность, столь характерные для многих

описаний люминофании, объясняются в первую очередь недостатком философской

подготовки у тех, кто пытается облечь этот опыт в слова. Когда мы слышим,

что опыт люминофании quot;невозможно описатьquot;, что он quot;превышает

человеческое пониманиеquot;, то эти формулы говорят не только о характере

самого опыта, но и о недостатке философских знаний у того, кто его пережил.

Однако последний приведенный нами пример еще в одном отношении разительно

отличается от боль-, шинства современных описаний люминофании: профессор Уайтмен

- верующий человек и философ. И поэтому встреча с Божественным Светом не была

для него потрясением, переменившим всю его жизнь, как это случилось с доктором

Вьюком; люминофания лишь углубила его веру и помогла обрести основания для

философских построений.

Мы рассмотрели различные случаи люминофании и связанные со светом представления,

верования, концепции. При этом материалом наших исследований