Кандыба Виктор Михайлович

С-К метод развития человека (Часть 1)

теологии. Ибо атака

Варлаама заставила Григория Паламу, архиепископа Фессалоникского - одного

из величайших теологов, - выступить с защитой афонского иси-хазма на Константинопольском

Соборе (1341) и разработать мистическую теологию Фаворского света.

Паламе не составило труда показать, что Священное Писание изобилует упоминаниями

божественного света и Славы Господней, при этом Сам Господь назван Светом.

Больше того, он привлекает множество примеров из мистической и аскетической

литературы, от Отцов-пустынников до Симеона Нового Богослова, чтобы доказать,

что обожание Святым Духом и зримое проявление Благодати отмечены видением

нетварного Света или эманацией света. quot;Для Паламы; - пишет Владимир Лосский,

- божественный свет является необходимым предварительным условием мистического

опыта. Он есть зримая форма божественного и тех сил, с помощью которых Господь

обращается к достигшим чистоты сердца и открывается имquot;. Этот божественный

и обожествляющий свет есть Благодать. Преображение Иисуса, несомненно, составляет

центральное таинство теологии Паламы. Весь его спор с Варлаамом идет, в сущности,

вокруг одного: имел ли Фаворский свет тварную или нетварную природу. Большинство

Отцов Церкви считало, что свет, явленный апостолам, был не-тварным и божественным,

и Палама отталкивается от их рассуждений, развивая свою точку зрения. Для

него этот Свет в силу своей природы является проявлением, неразлучно присущим

Богу, он существовал до начала времен и сотворения мира и неоднократно был

явлен во время ветхозаветных теофании. И на горе Фавор изменения коснулись

не Христа, но апостолов; они, удостоившись благодати, увидели Христа в Его

истинном облике и были ослеплены божественным светом. Адам способен был видеть

этот свет до грехопадения, и способность эта восстановится в эсхатологическом

будущем. Иными словами, восприятие Бога в Его нетварном Свете связано с полнотой

и совершенством, которыми человек обладал изначально и которые обретет в конце

времен, с доисторическим раем и пределом (греч. eshaton), который положит

конец истории. Но те, кто достойны Царствия Божьего, обретают радость видения

нетварного Света здесь и сейчас, подобно апостолам на горе Фавор.

Помимо этого, развивая традиции египетских пустынников, Палама утверждает,

что созерцание нетварного Света сопровождается свечением самого созерцающего.

quot;Тот, кому уделено от божественной энергии... сам становится неким светом;

он соединяется со Светом и через то ясно видит все, сокрытое от тех, кто не

удостоился этой благодатиquot;.

В основном Палама опирается на мистический опыт Симеона Нового Богослова.

quot;Житиеquot; Симеона, написанное Никитой Стифатом, сообщает ряд подробностей,

касающихся этого опыта. quot;Как-то ночью, когда он молился, и его очистившиеся

помыслы пребывали в единстве с изначальным Разумом, увидел он свет в небе,

и излил тот свет на него свои лучи - свет великий и чистый, озарявший все

вокруг и сиявший ярко как днем. И озарил свет его, и казалось ему, будто все

то здание, где была келья его, исчезло, в мгновение ока обратившись в ничто,

а сам он воспарил в воздух и потерял всякую память о телесной своей оболочкеquot;.

О другом случае сообщается следующее: quot;свет, подобный утреннему, воссиял

с небес... и рос он, и делался ярче и ярче, и почувствовал Симеон, будто духом

и телом покинул он этот мир. Свет же продолжал снять и делаться ярче, покуда

не стал как солнце полуденное, над ним сияющее, - и тогда увидел он себя в

центре того сияния, и сладость, объявшая его тело, наполнила его слезами и

радостью. И видел он, как невероятным образом свет воссоединился с его плотью

и постепенно наполнил все члены. Он видел, как в конце концов свет объял его

тело, сердце и чрево, и испол-нилось все тело светом, так что преобразилось

всецело и стало огнем и пламенем; и как прежде распались очертания дома, как

теперь утратил он всякое осознание формы, объема и облика своего, и положения

своего в пространствеquot;.

Православная Церковь вплоть до настоящего времени придерживается этого учения.

Приведу в качестве примера знаменитый случай Серафима Саровского, жившего

в начале XIX столетия. Ученик, позже опубликовавший quot;Откровенияquot;

старца, сообщает,