Кандыба Виктор Михайлович

С-К метод развития человека (Часть 1)

(самапати) значимо лишь в той мере, в которой оно позволяет соединяющейся

паре достичь погружения сознания в нирвану. В мужчине это сознание нирваны,

называемое бодхичитта, quot;Мышление Пробужденногоquot;, проявляется в идентификации

с каплей, бинду, которая совершает путь внутри его тела, спускаясь из точки

на макушке вниз и наполняя половые органы светом пяти огней. Чандракирти указывает:

quot;Во время соединения следует медитировать над такими сущностями, как

ваджра и панда, представляя, как они наполняют его тело светом пяти огнейquot;.

Считается, что бинду, капля, тождественная сознанию, погруженному в нирвану,

формируется в верхней части черепа, то есть в центре, который чаще всего связывается

с переживанием внутреннего света. Тем самым эта quot;капляquot; есть quot;чистый

светquot; сознания в состоянии нирваны. Однако в тантризме бодхичитта одновременно

отождествляется с квинтэссенцией semen virile (quot;мужского семениquot;).

Чтобы объяснить этот парадокс, необходимо подробнее остановиться на некоторых

чертах индийской философии. Напомним хотя бы следующий факт: нирвана есть

переживание абсолютного света, однако когда нирвана достигается с помощью

майтху-ны, возможно проникновение в сокровенные глубины органической жизни

и обретение там, в самой сущности semen virile, божественного света, изначального

сияния, из которого был создан мир. Что касается майтхуны, это отождествление

мистического света и в сущности semen virile вовсе не абсурдно, ибо космические

стихии, как и Татхагаты, и, в конечном счете, Urgund, - основа всего сущего,

так же как модальности пробужденного сознания, - все это возникло из Изначального

Света.

Эта метафизика и сотериология света согласуются со всей индийской традицией

в целом, чьи корни уходят в глубь времен. Однако при этом профессор Дж. Туччи

показал, что quot;Ту-хьясамаджа-тантраquot; и в еще большей степени комментарии

Чандракирти и Цзонкаба обнаруживают столь явные параллели с манихейством,

что исследователь поневоле начинает задумываться об иранском влиянии. Сразу

же вспоминаются пять световых стихий, игравших столь важную роль в манихейе-кой

космологии и сотериологии.

С известной степенью вероятности можно утверждать, что иранское влияние дает

о себе знать и в ряде тибетских мифов, рассказывающих о происхождении мироздания

и человека. В одном из них предлагается следующая версия космогонии: вначале

была Пустота, из нее возник Голубой Свет, который превратился в Мировое яйцо,

и из него родилась Вселенная. Другой миф утверждает, что из Белого Света возникло

яйцо, а из яйца появился Первочеловек. И, наконец, еще один миф настаивает

на том, что из пустоты возникло Первосущество, излучавшее вокруг себя свет.

Таким образом, мы видим: все три мифа говорят о том, что и Космос, и Первочеловек

рождены из Света, являющегося их сущностной субстанцией. Еще один пласт традиционных

представлений объясняет, как произошел переход от человека-Света к человеку,

каким мы знаем его сегодня. Изначально люди были лишены пола и не ведали,

что такое плотское желание; они носили в себе свет, окружавший их сиянием.

В те времена не существовало ни Луны, ни Солнца. Когда в людях пробудились

половые инстинкты, появились и половые органы, - но внутренний свет иссяк,

а на небе возникли Луна и Солнце. Один тибетский монах объяснял это отцу Матиасу

Херманнсу следующим образом: в начале времен, когда люди размножались, свет

мужчины проникал в утробу женщины, освещал и оплодотворял ее. Для удовлетворения

сексуального влечения достаточно было созерцания возлюбленного. Но люди деградировали

- и стали касаться друг друга руками, покуда не открыли физическую близость.

В соответствии с этими верованиями Свет и Сексуальность - два антагонистических

начала; когда доминирует одно из них, невозможно проявление другого, и наоборот.

Возможно, здесь кроется объяснение тантрических ритуалов, о которых мы говорили

выше: если проявление сексуальности приводит к исчезновению света, свет должен

быть скрыт в самой сердцевине полового влечения, он не может быть ни чем иным,

как семенем. И покуда мужчина занимается любовью, ослепленный инстинктом,

уподобляясь прочим животным, этот свет пребывает скрытым. Но если адепту удалось

пробудить