Кандыба Виктор Михайлович

С-К метод развития человека (Часть 1)

о циркуляции образа внутри тела станет понятнее, если мы обратимся

к методам циркуляции внутреннего света, практикуемым даосами. Эти методы описаны

в неодаосском трактате quot;Тайна Золотого цветкаquot;, который был переведен

Р. Вильгельмом и откомментирован К. Юнгом. Текст этот достаточно известен,

поэтому я коснусь лишь некоторых деталей, имеющих непосредственное отношение

к нашей теме. quot;Эликсир и Жизнь, - говорит автор трактата, - нельзя увидеть:

ими наполнен Небесный свет. Свет Небес нельзя увидеть: им наполнены глазаquot;.

Необходимо quot;обернуть глаза зрачками в душуquot;: только тогда можно

постигнуть внутреннюю сущность. В медитации, напоминающей медитацию йога,

когда дыхание ритмизировано, а веки закрыты, глаза, вместо того чтобы смотреть

вовне, освещают внутреннее пространство. Таким образом происходит встреча

со Светом.

Другое упражнение предлагает мысленно сконцентрироваться на точке между бровями,

чтобы Свет мог проникнуть в глубь тела. При этом акцент делается не на том,

чтобы увидеть Свет, а на том, чтобы заставить его циркулировать по телу. Среди

многих методик, рекомендуемых в тексте трактата, наибольшее значение придается

так называемому quot;подъему против теченияquot; или технике quot;противотокаquot;.

С помощью этого психофизического упражнения мысли собираются в Месте Небесного

сознания, Сердце Небес, там, где владычествует Свет.

Здесь нет места подробно комментировать этот метод, в котором легко увидеть

аналогию с тантрической техникой ульта-садхана (букв, quot;движение против

теченияquot;) и даосским путем quot;возвращения к истокамquot;. Заметим

лишь, что в результате постоянных упражнений начинается циркуляция внутреннего

Света по телу, и если она осуществляется достаточно долго, Свет кристаллизуется,

порождая так называемое quot;природное Духовное телоquot;. Обращение Света

создает внутри тела quot;истинное семяquot;, которое затем трансформируется

в зародыш. Если в течение года его нагревать, вскармливать и омывать в соответствии

с описываемым методом внутренней алхимии (а текст упоминает об quot;огнеquot;),

эмбрион достигнет зрелости, - иными словами, человек переродится в новое существо.

В другом месте текст утверждает, что благодаря обращению Света внутри тела

космические силы, символически описываемые как Небо и Земля, выкристаллизовываются

в семя, и через сто дней из него родится в центре света quot;жемчужное семяquot;.

Что такое quot;выкристаллизовавшийся Светquot;, объясняется в трактате через

ряд образов: это набухающий бутон, который распускается в Золотой цветок,

созревающее семя, превращающееся в эмбрион, жемчужина. Космологические, биологические

и алхимические образы здесь переплетены и дополняют друг друга. В конце концов,

адепт обретает эликсир бессмертия, символом которого является Золотой цветок.

О том, что Золотой цветок распустился, возвещает опыт люминофании. quot;Когда

достигнуто равновесие созерца-ния, Свет, исходящий от глаз, становится ослепительно

ярок, так что все вокруг Успокоившегося сияет, будто он окружен нимбом. Если

он приоткроет глаз и взглянет на тело, то не обнаружит его. Это свидетельствует,

что quot;в пустой комнате растет светquot; и является добрым предзнаменованием.

Иногда же плоть тела начинает сиять, подобно шелку или нефриту. Тогда бывает

трудно усидеть: адепт чувствует, что его приподнимает над землей. Это называется:

quot;Дух возвращается и выталкивает в Небоquot;. Иные в этом состоянии действительно

воспарялиquot;.

Рассматриваемые тексты намного сложнее, чем это может показаться из нашего

краткого обзора. Однако нас интересуют лишь представленные в ней описания

внутренней люминофании. Какое значение придавали ей даосы? Следует отметить:

данные техники не имеют ничего общего с quot;достижением божественностиquot;

и просто quot;переживанием присутствия божестваquot;. Свет скрыт в самом

человеке, в глубине его сердца. Весь этот космопсихологический мистицизм служит

тому, чтобы пробудить внутренний свет и заставить его циркулировать по телу.

Иначе говоря, тайна жизни и бессмертия записана в самой структуре Космоса,

а значит - ив структуре микрокосма, которым является человеческий организм.

При этом акцент делается на практике, а не на метафизическом