Карлос Кастанеда

Сила безмолвия 1987г

его, хотя это и не

особенно нравится ему, возможно, из-за того, что его бенефактор был так

искусен в этом. Или, может быть, из-за того, что его индивидуальность -

которая, как он говорил, была неискренней и мелочной - просто не обладала

проворством, необходимым для того, чтобы практиковать контролируемую

глупость.

Я взглянул на него с удивлением. Он замолчал и уставился на меня

озорными глазами.

- Когда мы приходим к магии, наши личности уже сформированы, - сказал

он и пожал плечами, выражая смирение, - поэтому все, что нам остается

делать, это практиковать контролируемую глупость и смеяться над собой.

Наплыв сочувствия заставил меня сказать, что он, по моему мнению, ни

в коей мере не мелочный.

- Но такова моя основная индивидуальность, - настаивал он.

Я с этим не согласился.

- "Сталкеры", практикуя контролируемую глупость, верят, что в

вопросах личности вся человеческая раса делится на три категории, - сказал

он и улыбнулся так, как делал это всегда, когда выдавал себя за меня.

- Это абсурд, - возразил я. - человеческое поведение слишком

запутано, чтобы его можно было характеризовать так просто.

- "Сталкеры" говорят, что мы не так сложны, как нам кажется, - сказал

он. - и что мы все принадлежим к одной из трех категорий.

Я нервно рассмеялся. Обычно я принимал такие заявления как шутку, но

в этот раз, благодаря тому, что мой ум был совершенно чист, я

почувствовал, что он говорит совершенно серьезно.

- Ты не шутишь? - спросил я вежливо, как только мог.

- Я совершенно серьезен, - ответил он и начал смеяться.

Его смех немного расслабил меня. И он продолжил объяснение системы

классификации, созданной "сталкерами". Он сказал, что люди первой

категории являются идеальными секретарями, помощниками и компаньонами. Они

обладают очень подвижной индивидуальностью, но их подвижность не является

вдохновляющей. Тем не менее они полезны, заботливы, полностью приручаемы,

изобретательны до определенных границ, забавны, воспитаны, милы и

деликатны. Другими словами, это люди, приятнее которых не найти, но у них

есть огромный недостаток - они не могут действовать самостоятельно. Они

всегда нуждаются в тех, кто бы направлял их. Получив направление, каким бы

напряженным и противоречивым оно ни было, они потрясающи в его реализации.

Но предоставленные самим себе, они погибают.

Людей второй категории милыми вообще не назовешь. Это мелочные,

мстительные, завистливые, недоверчивые и эгоистичные люди. Они говорят

только о себе и обычно требуют, что-бы люди подчинялись их стандартам. Они

всегда перехватывают инициативу, даже если с ней им неуютно. Им не по себе

в любой ситуации, и они никогда не расслабляются. Такие люди ненадежны и

всегда всем недовольны, при большей незащищенности они становятся еще

более отвратительными, чем есть на самом деле. Их смертельным недостатком

является то, что они должны убивать, чтобы быть лидерами.

К третьей категории относятся люди, которые ни милы, ни

отвратительны. Они никому не служат и никому не навязывают себя. Скорее

всего они равнодушны. У них есть возвышенное понятие о самих себе,

составленное из грез и желаемых мечтаний. В чем они экстраординарны, так

это в ожидании, что вот-вот что-то произойдет. Они ожидают, что будут

открывателями и победителями. Они обладают чудесной способностью создавать

иллюзию того, что их ждут великие дела, которые они всегда обещают себе

выполнить, но не делают этого никогда, поскольку для этого у них нет,

фактически, никаких ресурсов.

Дон Хуан сказал, что он сам определенно принадлежит ко второй

категории. Потом он попросил меня классифицировать самого себя, и я начал

трещать без умолку. Дон Хуан, согнувшись от хохота, свалился на землю.

Он предложил мне еще раз классифицировать себя, и я неохотно

предположил, что представляю собой комбинацию всех трех категорий.

- Мне не нужна эта комбинация чепухи, - сказал он, по-прежнему

извиваясь от хохота. - мы просто люди, и каждый из нас представляет только

один из трех типов. И как я убежден, ты принадлежишь ко второй категории.

"Сталкеры" называют таких людей пердунами.

Я начал протестовать, что его схема классификации унизительна. Но

остановился на середине фразы. Вместо этого я понял, что это правда, что

существует только три типа личностей и каждый из нас пойман в одну из трех

категорий, в жизни нет места надежде на изменение и освобождение.

Он согласился, что это как раз тот самый случай. Но все же остается

один путь к освобождению. Маги давно научились тому, что только наше

личное