Карлос Кастанеда

Сила безмолвия 1987г

ли он, и попросту

заснул.

Я очнулся от боли в челюсти, так как спал, уперев свое лицо в скалу.

Когда я открыл глаза и попытался соскользнуть вниз с камня, на котором я

лежал, я потерял равновесие и шумно упал на задницу. Дон Хуан выскочил

из-за каких-то кустов и тут же скорчился от смеха.

Становилось поздно, и я громко поинтересовался, сможем ли мы пересечь

долину до ночи. Дон Хуан пожал плечами, его это, казалось, нисколько не

заботило. Он сел рядом со мной.

Я спросил, хочет ли он услышать подробности моего воспоминания. Он

кивнул в знак согласия, но не задал мне ни одного вопроса. Я подумал, что

он предоставляет право начать разговор мне, и поэтому сказал ему, что в

моем воспоминании есть три момента, которые очень важны для меня. Первым

было то, что он говорил о безмолвном знании, вторым было то, что я

передвинул свою точку сборки, используя "намерение", и последний

заключался в том, что я вошел в повышенное сознание без обязательного

удара между лопаток.

- "Намеренный" вызов движения твоей точки сборки - это твое

величайшее достижение, - сказал дон Хуан. - но достижение - это что-то

личное. Оно необходимо, но и не так уж важно. Это совсем не то, чего маги

ждут с нетерпением.

Мне показалось, что я знаю, чего он хочет. Я сказал ему, что не забыл

полностью это событие. У меня в моем обычном состоянии сознания осталось

воспоминание о том, что горный лев - а я не мог принять мысль о ягуаре -

гнался за нами по холмам, и что дон Хуан спрашивал меня, чувствую ли я

себя обиженным на нападение большой кошки. Я ответил ему тогда, что было

бы абсурдным чувствовать обиду в такой ситуации. Он еще сказал мне, что я

должен так же расценивать и нападения милых мне людей. Я должен или

защищаться, или уйти с их пути, но без чувства смертельной обиды.

- Неважно, что я тебе говорил, - сказал он, рассмеявшись. - идея

абстрактного, идея духа - вот остаток, который действительно важен. Идея

личного "я" не имеет никакой ценности. Ты выражаешь себя и в первую

очередь свои собственные чувства. Каждый раз, когда была возможность, я

заставлял тебя осознавать потребность в абстрактном. Тебе верилось, что

под этим я подразумеваю абстрактное мышление. Нет. Быть абстрактным -

значит заставить себя стать доступным духу, благодаря тому, что осознаешь

это.

Он сказал, что одной из наиболее драматических вещей человеческого

состояния была мрачная связь между глупостью и самоотражением.

Это глупость заставляла нас отбрасывать все, что не устраивало наши

ожидания, построенные на самоотражении. Например, как обычные люди, мы

слепы к самому главному фрагменту знания, доступного человеку - к

существованию точки сборки и факту, что она может двигаться.

- Для рационального человека немыслимо, что существует какая-то

невидимая точка, где собирается восприятие, - продолжил он. - еще более

невероятно, что такая точка находится не в мозгу, как бы он определенно

ожидал, даже приняв мысль о ее существовании.

Он добавил, что рациональный человек, упорно придерживаясь образа

самого себя, как бы страхует свое вопиющее невежество. К примеру, он

игнорирует тот факт, что магия - это не магические заклинания и не

фокус-покус, а свобода познавать не только мир, как само собой

разумеющееся, но и все, что возможно для человека.

- И здесь глупость обычных людей наиболее опасна, - продолжал он. -

они боятся магии. Они дрожат от возможности быть свободными. А свобода

здесь, на кончике их пальцев. Она называется третьей точкой. И она может

быть достигнута с такой же легкостью, с какой точку сборки можно заставить

передвигаться.

- Но ты сам говорил мне, что передвигать точку сборки настолько

трудно, что это является истинным достижением, - возразил я.

Все правильно, - заверил он меня. - это другое противоречие магов:

это очень трудно, и тем не менее это самая наипростейшая вещь в мире. Я

уже говорил тебе, что точка сборки может сдвинуться от сильной

температуры. Голод, страх, любовь и ненависть могут вызвать ее движение,

сюда входят и мистицизм, и "непреклонное намерение", которое является

предпочтительным методом магов.

Я попросил его объяснить еще раз, чем было "непреклонное намерение".

Он сказал, что оно было видом целенаправленности, проявляемой человеком,

крайне четкой целью, которую не могут отменить никакие противоречивые

интересы и желания, "непреклонное намерение" - это еще и сила, зарожденная

в момент, когда точка сборки фиксируется в позиции, необычной для нее.

Потом дон Хуан провел многозначительное различие - которое