Карлос Кастанеда

Сила безмолвия 1987г

возможность добежать до машины и удрать отсюда, чтобы

никогда не возвращаться вновь.

Я пыхтел и потел, я все тер и тер веревку, пока мне не осталось

совсем немного. И вновь уперев ноги в колонну и обмотав веревку вокруг

предплечий, я отчаянно рванул ее. Веревка лопнула, а сила рывка откинула

меня на спину, и я кувырком влетел в дом.

Когда я с треском влетел в открытую дверь, дон Хуан, Висенте и

Сильвио Мануэль стояли посреди комнаты и аплодировали мне.

- Какое драматичное возвращение, - сказал Висенте, помогая мне

встать, - ты одурачил меня. Я не думал, что ты способен на такие вспышки.

Дон Хуан подошел ко мне и развязал узел, освобождая мою шею от куска

обмотанной веревки.

Меня трясло от страха, напряжения и гнета. Дрожащим голосом я спросил

дон Хуана, зачем он так издевается надо мной. Они засмеялись и на миг

показались совсем не грозными.

- Мы хотели проверить тебя и определить, к какому типу мужчин ты

действительно относишься, - сказал дон Хуан.

Он подвел меня к одной из кушеток и вежливо предложил присесть.

Висенте и Сильвио Мануэль сели в кресла, а дон Хуан опустился на другую

кушетку лицом ко мне.

Я нервно рассмеялся, но больше не опасался за свою ситуацию, и не

боялся дон Хуана и его друзей. Все трое смотрели на меня с откровенным

любопытством. Висенте не мог перестать улыбаться, хотя и делал отчаянные

усилия казаться серьезным. Сильвио Мануэль, рассматривая меня, ритмично

потряхивал головой. Его глаза остановились на мне и были расфокусированы.

- Мы связали тебя, - продолжал дон Хуан, - чтобы узнать, какой ты -

ласковый, терпеливый, безжалостный или же хитрый. Мы не нашли в тебе ни

одной из этих вещей. Скорее всего, ты просто выдающаяся индульгирующая

личность, как я и говорил.

- Если бы ты не индульгировал в своем неистовстве, ты, конечно же,

заметил бы, что грозный узел на веревке вокруг твоей шеи был фальшивым.

Это застежка. Висенте придумал этот узел, чтобы дурачить своих друзей.

- Ты яростно разорвал веревку. Безусловно, ты не ласков, - сказал

Сильвио Мануэль.

Секунду они сидели в молчании, потом расхохотались.

- У тебя нет ни безжалостности, ни хитрости, - продолжил дон Хуан. -

если бы они у тебя были, ты легко бы расстегнул оба узла и убежал с ценной

веревкой. У тебя нет и терпения. Имей его, ты скулил бы и кричал до тех

пор, пока не увидел бы, что у стены лежат садовые ножницы, которыми можно

перерезать веревку в два счета и уберечь себя от мук и перенапряжения.

- Тебя нельзя научить быть неистовым и тупым. Ты уже такой. Но ты

можешь научиться быть безжалостным, хитрым, терпеливым и ласковым.

Дон Хуан объяснил мне, что безжалостность, хитрость, терпение и

ласковость были сутью "выслеживания". Они были основаниями, которым, со

всеми их ответвлениями, надо обучаться аккуратно и тщательно.

Все это он, конечно, адресовал мне, но говоря, смотрел то на Висенте,

то на Сильвио Мануэля, которые слушали его с величайшим вниманием и время

от времени в согласии кивали головами.

Он несколько раз подчеркнул, что обучение "выслеживанию" - одно из

наиболее трудных дел, которые совершают маги. И он настаивал, что не имеет

значения тот факт, что они сами обучают меня "выслеживанию", не имеет

значения и то, что я верю в противоположное, есть только безупречность,

которая диктует их поступки.

- Будь уверен, мы знали, что делаем. Наш бенефактор, нагваль Хулиан,

видел это, - сказал дон Хуан, и все трое взорвались таким шумным смехом,

что я даже почувствовал себя неудобно. Я не знал, что и думать.

Дон Хуан повторил, что очень важным пунктом для понимания было то,

что для наблюдателя поведение магов могло показаться злым, хотя в

действительности их поведение всегда остается безупречным.

- Как ты можешь говорить об отличии, если находишься на одном конце

связки маг-наблюдатель? - спросил я.

- Злые поступки люди совершают для личной выгоды, - сказал он. -

маги, наоборот, преследуют в своих действиях конечную цель, которая не

имеет ничего общего с личной выгодой. Тот факт, что они наслаждаются

своими поступками, нельзя оценивать как прибыль. Скорее всего, это

состояние их характера. Обычный человек действует лишь в том случае, если

есть шанс на прибыль. Воины говорят, что они действуют не ради выгоды, но

для духа.

Я задумался над этим. Действовать, не принимая в расчет выгоды, было

для меня действительно чуждой концепцией. Я был воспитан, вкладывая

деньги, надеяться на какое-нибудь вознаграждение, и это касалось всего,

чем бы я не занимался.

Должно быть, дон Хуан расценил мое