Карлос Кастанеда

Сила безмолвия 1987г

нежелательным следствием было то, что мое

псевдо-великодушие не приводило к позитивному надувательству.

В этом отношении, сказал он, хотя я и напоминаю его бенефактора во

многом, моя маска великодушия слишком груба, слишком очевидна, чтобы

ценить меня как учителя. Маска рассудительности, такая, как его

собственная, наоборот, очень эффективна в создании атмосферы,

благоприятной для передвижения точки сборки. Его ученики полностью уверены

в его псевдорассудительности. Фактически, она так вдохновляет их, что он

без труда может обманом заставлять их напрягаться как угодно.

- То, что случилось с тобой в Гуаямосе, было примером того, как

замаскированная безжалостность нагваля разрушает самоотражение, -

продолжил он. - моя маска стала твоим падением. Ты, как и все вокруг меня,

веришь в мою рассудительность. И конечно, ты ожидаешь прежде всего

продолжения моей рассудительности.

- Когда я представил перед тобой не только старческое поведение

немощного старика, но и себя в качестве старого больного человека, твой ум

бросался из крайности в крайность, пытаясь восстановить последовательность

моей рассудительности и твое самоотражение. И тогда ты сказал самому себе,

что у меня, по-видимому, припадок.

- В конце концов, когда было уже невозможно поверить в продолжение

моей рассудительности, твое зеркало начало трещать. С этого момента

движение твоей точки сборки стало делом времени. Единственное, что было

под вопросом, сможет ли она достичь места отсутствия жалости.

Наверное я казался дон Хуану излишне скептичным. Он объяснил, что мир

нашего самоотражения или нашего ума очень непрочен и скреплен несколькими

ключевыми идеями, которые служат его основным порядком. Когда эти идеи

оказываются несостоятельными, основной порядок перестает функционировать.

- А чем являются эти ключевые идеи, дон Хуан? - спросил я.

- В твоем случае, в таком частном примере, как твое посещение

целительницы, о котором мы говорили, ключевой идеей была

последовательность, - ответил он.

- Что за последовательность? - спросил я.

- Идея того, что мы прочные болванки, - сказал он. - в наших умах наш

мир поддерживается уверенностью, что мы неизменны. Мы можем принять, что

наше поведение может быть модифицировано, что наши реакции и мнения могут

быть изменены, но идея того, что мы можем менять свой внешний вид или быть

кем-то еще, не является частью порядка нашего основного самоотражения.

Когда маг прерывает этот порядок, мир разума останавливается.

Я хотел спросить его, достаточно ли нарушить последовательность

человека, чтобы вызвать движение точки сборки. Он, кажется, предвидел мой

вопрос и сказал, что ломка последовательности - это только смягчающее

средство, а сдвинуться точке сборки помогает безжалостность нагваля.

Потом он сравнил действия, исполненные им в Гуаямосе, с действиями

целительницы, которые мы обсуждали раньше. Он сказал, что целительница

разрушила самоотражение людей, присутствовавших на операции, серией

действий, которые не имели эквивалента в их повседневной жизни -

драматическая одержимость духом, изменение голоса, вскрытие человеческого

тела. Как только последовательность идеи самих себя была нарушена, точки

сборки посетителей были подготовлены для передвижения.

Он напомнил мне, что в прошлом описывал для меня концепцию остановки

мира. Он сказал, что остановка мира так же необходима для магов, как для

меня необходимо читать и писать. Она состоит из введения диссонируюшего

элемента в сплетение повседневного поведения с целью остановки уже

приглаженного потока повседневных событий - событий, которые внесены в

каталог наших умов нашим разумом.

Диссонорующий элемент называется "неделанием" или противоположностью

делания. "Деланием" называется все, что является частью целого, о котором

у нас есть познавательный опыт. Неделание - элемент, который не

принадлежит этому картографированному целому.

- Маги, будучи "сталкерами", понимают человеческое поведение

бесподобно. - сказал он. - они, например, понимают, что люди - творение

описи вещей. Знание всех обстоятельств дела частной описи вещей делает

человека знатоком или мастером в своей области.

Маги знают, что когда опись вещей обычного человека становится

несостоятельной, человек либо расширяет свою опись, либо его мир

самоотражения разрушается. Обычный человек охотно включает в свою опись

новые пункты, если они не противоречат основному порядку описи. Но если

какие-то пункты противоречат этому порядку, ум человека разрушается. Опись

вещей - это и есть ум.