Карлос Кастанеда

Сказки о силе 1974г

я шутя, и

он расхохотался.

Он объяснил, что для того, чтобы помочь стереть личную историю, нужно

было обучить еще трем техникам. Они состояли из потери важности самого себя,

принятия ответственности за свои поступки и использование смерти как

советчика. Идея состояла в том, что без благоприятного эффекта этих трех

техник стирание личной истории вызовет в ученике неустойчивость, ненужную и

вредную двойственность относительно самого себя и своих поступков.

Дон Хуан попросил меня сказать ему, какова была наиболее естественная

реакция, которую я имел в моменты стресса и замешательства, прежде чем я

стал учеником. Он сказал, что его собственной реакцией была ярость. Я сказал

ему, что моей была жалость к самому себе.

- Хотя мы и не осознаем этого, но ты должен отключать свою голову для

того, чтобы это чувство было естественным, - сказал он. - сейчас ты уже не

имеешь возможности вспомнить те бесконечные усилия, которые тебе были нужны

для того, чтобы установить жалость к самому себе как отличительную черту на

своем острове. Жалость к самому себе была постоянным свидетелем всего, что

ты делал.

Она была прямо на кончиках твоих пальцев, готовая давать тебе советы.

Воин рассматривает смерть как более подходящего советчика, которого тоже

можно привести свидетелем ко всему, что делаешь, точно также, как жалость к

самому себе или ярость. Очевидно, после несказанной борьбы ты научился

чувствовать жалость к самому себе. Но ты можешь также научиться тем же самым

способом чувствовать свой нависший конец, и таким образом ты сможешь

научиться иметь идею своей смерти на кончиках пальцев. Как советчик, жалость

к самому себе - ничто, по сравнению со смертью.

Затем дон Хуан указал, что здесь, казалось бы, было противоречие в идее

перемены. С одной стороны, мир магов призывал к полной трансформации. С

другой стороны, объяснение магов говорит, что остров тональ является

цельным, и не один элемент его не может быть передвинут. Перемена в таком

случае не означает уничтожения чего бы то ни было, а скорее изменение в

использовании, которое связано с этими элементами.

- Жалость к самому себе, например, - сказал он. - нет никакого способа

с пользой освободиться от нее. Она имеет определенное место и определенный

характер на твоем острове. Определенный фасад, который издалека видно.

Поэтому каждый раз, когда представляется случай, жалость к самому себе

становится активной. Она имеет историю. Если ты затем сменишь фасад жалости

к самому себе, то ты сместишь место ее применения.

Я попросил его объяснить значение его метафор, особенно идею смены

фасадов. Я понял это, как, может быть, играть более чем одну роль

одновременно.

- Фасады меняешь, изменяя использование элементов острова, - сказал он.

- возьмем опять жалость к самому себе. Она была полезной для тебя, потому

что ты или чувствовал свою важность, или что ты заслуживаешь лучших условий,

лучшего обращения, или потому что ты не хотел принимать ответственности за

свои поступки, которые приводили тебя в состояние возбуждения жалости к

самому себе, или потому что ты был неспособен принять идею своей нависшей

смерти, чтобы она была свидетелем твоих поступков и советовала тебе.

Стирание личной истории и три сопутствующие ей техники являются

средствами магов для перемены фасада элементов острова. Например, стиранием

своей личной истории ты отрицал использование жалости к самому себе. Для

того, чтобы жалость к самому себе работала, тебе необходимо быть важным,

безответственным и бессмертным. Когда эти чувства каким-либо образом

изменены, то ты уже не имеешь возможности жалеть самого себя.

То же самое справедливо относительно двух других элементов, которые ты

изменил на своем острове. Без использования этих четырех техник, ты бы

никогда не добился успеха в перемене их. Смена фасадов означает только то,

что отводишь второстепенное место первоначально важным элементам. Твоя

жалость к самому себе все еще предмет на твоем острове. Она будет там, на

заднем плане точно так же, как идея твоей нависшей смерти или твоей

смиренности, или твоей ответственности за свои поступки уже находились там

без всякого использования.

Дон Хуан сказал, что после того, как все эти техники были

предоставлены, ученик прибывает на перекресток. В зависимости от его

чувствительности, ученик делает одну из двух вещей. Он или принимает

рекомендации и предложения, сделанные его учителем за чистую монету,

действуя не ожидая наград, или же он все принимает за шутку и за то, что его

уводят в сторону.

Я