Пархомович Г П

Основы классического дзюдо

методов и приемов.

Процесс обучения необходимо строить с учетом следующей методической последовательности дачи нового материала.

1. Определение готовности ученика к освоению нового действия. Для этого тренер:

а) учитывает двигательный опыт и индивидуальные особенности, которые проявляет ученик в процессе изучения упражнений;

б) наблюдает за поведением ученика, беседуя с ним, оценивая его текущее состояние и настроение;

в) изучает данные медицинских наблюдений для представления о возможностях функциональных систем ученика;

2. На основании данных об ученике и знаний техники нового действия тренер составляет план, подбирает методы и приемы обучения.

3. Сделав выводы и заключения из первого пункта, тренер проводит специальную подготовку ученика к освоению нового действия — осваивает необходимые позы и статические положения, укрепляет группы мышц необходимые для выполнения нового технического действия, вырабатывает способность ученика напрягать и расслаблять эти группы мышц.

4. Тренер знакомит ученика с новым движением. Для чего он:

а) формулирует общую задачу предстоящего обучения;

б) отмечает из арсенала известных движений сходные с новым;

г) указывает слабые и сильные стороны ученика;

д) намечает план освоения упражнения.

5. Следующие действия тренера и ученика направлены на создание представления об основах техники изучаемого действия с помощью соответствующих приемов обучения:

а) рассказ, беседа, объяснение, обсуждение и др. формы речевого общения тренера и ученика;

б) показ наглядных пособий (контурограмм, схем, киноколь-цовок, моделей тела человека — плоскостных, проволочных и др.), выполнение действий демонстрантом, использование различных ориентиров;

в) моделирование элементов техники действия в виде графического изображения, устного или письменного описания техники, воспроизведение отдельных параметров с помощью технических средств, что активизирует ученика и помогает решению основной задачи обучения — формированию двигательного навыка.

Такая подготовительная работа тренера и ученика создает базу для дальнейшего практического выполнения двигательных действий.

6. Тренер предлагает ученику выполнить изучаемое действие (простые по структуре целостным методом, а сложные методом расчленения), при этом он может:

а) использовать облегченные и затрудненные условия выполнения элементов;

б) использовать подводящие упражнения в виде специальных