Пархомович Г П

Основы классического дзюдо

соединяются в целостное действие. При таком разделении нарушается смысловая структура действия. Обучение ведется без учета условий выполнения и разорвано с обучением действия в целом.

Иногда в практике тренеры, обучая учеников техническому действию, по-разному разделяют его на фазы. Например, выведение из равновесия, занимая позу для броска, а приложение сил сбрасывания выделяются в отдельную фазу. Иногда, занятие позы выделяется в отдельную фазу, а затем в отработке соединяется с приложением сил сбрасывания. Зачастую фазу сбрасывания разделяют еще на две, т. е. бросок не доводят до конца, а выполняют только подбив.

Всевозможное стихийное разделение не всегда способствует быстрому усвоению целостного технического действия в движении, а тем более его выполнению в обоюдном сопротивлении.

Если выводить из равновесия и занимать позу для броска, формируется устойчивый навык остановки в позе для сбрасывания.

Происходит прекращение действия сил на партнера. При соединении операций (фаз) в целостное действие навык остановки будет ошибкой. То же происходит, если в третьей операции выполняется только подбив. Нарабатывается навык очень короткого приложения усилий, а при выполнении в сопротивлении проводящий прием после занятия позы зачастую встречает сопротивление партнера и наработанный навык короткого приложения усилий не позволяет его преодолеть. В итоге бросок не получается.

Иногда тренеры предлагают изучать действие в целом, что затягивает его освоение ввиду сложности.

В практике обучения стихийное разделение технического действия настолько многогранно, что даже нет возможности их проанализировать. Правильно было бы разделить сложное техническое действие дзюдо (прием) на следующие операции, части, детали:

1-я операция. Подготовка к выведению из равновесия

Частями этой операции будут: захват, передвижения, стойка, дистанция, степень и характер сопротивления, исходное положение, взаиморасположение, характер подготовки и другие всевозможные ситуации, которые способен создать ТОРИ или ситуации, создаваемые самим УКЭ.

Деталями частей будут: движение рук, ног, туловища, головы, дыхания.

Задачей этой операции является создание оптимальных условий для эффективного решения двигательной задачи в целом, т. е. выполнить подготовку атаки, преодолеть защиту УКЭ, принять атакующую позу.

Значимость этой операции велика потому, что ситуации единоборств и их двигательные задачи отличаются нестандартностью