Пархомович Г П

Основы классического дзюдо

с их вариантами, воспринимая их как одно целое живое движение. В этом случае занимающиеся осваивают не отдельные приемы, а их составляющие детали, части, операции, изучив которые они смогут выполнять всю классическую технику дзюдо. Для ученика техника дзюдо станет ясной, а это почти главное в ее освоении и применении в борьбе. Какие действия занимающиеся будут применять в борьбе в процессе совершенствования, они выберут сами в соответствии со своими анатомофизиологическими особенностями.

В качестве примера операционного деления технического действия при обучении на рис. 90—94 изображены по одному приему из каждой группы приемов стоя.

На протяжении всего обучения огромная роль отводится подготовительным действиям как общефизического, так и специального характера. Связь физической подготовки со способностью усваивать технику очевидна и доказательств не требует. Очевидно и то, чтобы выполнить любой подбив, например подбив бедром в подхвате или стопой в подсечке, необходимо иметь сильные ноги и уметь хорошо стоять на одной ноге, что достигается подготовительными упражнениями. Примером использования подготовительных упражнений при обучении технике служат подготовительные упражнения для подхвата, изображенные на рис. 95, 96, 97. Подобные комплексы упражнений должны использоваться при обучении и другим техническим действиям.

При таком обучении немаловажное значение приобретает теоретическая подготовка, объем, уровень, форма изложения которой подбирается в зависимости от уровня занимающихся. Объем же теоретической подготовки в программе ДЮСШ фактически не может обеспечить формирование должного уровня понимания техники дзюдо.

Умение и навык характеризуют степень владения изучаемым двигательным действиям, уровень способностей обучаемого применять изучаемый материал при решении практических задач. Формирование умения, навыков и соответствующих знаний — одна из целей обучения. Одновременно эти категории выступают в роли степеней познания, овладения действием.

В обучении двигательным действиям используются все дидактические принципы обучения, а также большое разнообразие педагогических