Пархомович Г П

Основы классического дзюдо

в юношеском возрасте. У взрослого спортсмена чаще всего, несмотря на все усилия тренеров, окончательно ликвидировать пробелы в технической подготовке не удается. Задача данного пособия — помочь начинающему тренеру и спортсмену начальному обучению в дзюдо.

В связи с тем, что дзюдо зародилось в Японии и именно японская школа дала наиболее ярких представителей этого вида борьбы в одежде, мы всегда задаем себе вопрос, а как у них? Наблюдая за техническим мастерством представителей Японии, можно предположить, что у них существует стройная система подготовки дзюдоистов высокого класса. В своей работе они используют огромное множество научно обоснованных рекомендаций, опира-.ющихся на законы развития человека, законы движения и взаимодействия двух живых систем с учетом того, что все это определяет формы мышления, от которой во многом зависит тактика дзюдо.

Например, на начальном этапе японцы изучают КАТА пяти принципов дзюдо:

1. Принцип концентрации энергии и действия.

2. Принцип реакции и несопротивляемости.

3. Принцип круга или вихря.

4. Принцип маятника или прилива и отлива.

5. Принцип пустоты или инерции.

Эта КАТА вырабатывает чувство момента, когда необходимо вывести противника из равновесия.

Все это и многое другое, касающееся обучения дзюдо, формировалось веками в виде народной мудрости и обогащалось достижениями наук на различных этапах.

Когда японцы пишут, что дзюдо это больше чем борьба, это— философия, мы относимся к этому в лучшем случае скептически. А если вдуматься? Философия — наука о наиболее общих законах развития природы, общества, мышления. В дзюдо природа — это человек и законы его формирования, общество — это законы взаимодействия между двумя , живыми системами, а учет законов мышления в борьбе выражен очень ярко (в виде тактики).

Многое, что используют японцы в обучении технике дзюдо, мы знаем, используем в своей работе, но вот четко объяснить и привести в системы не можем. Знать методы, принципы, приемы воспитания мало. Регулярно, последовательно, системно применять их с учетом различных факторов — это и есть педагогический процесс.

Если рассматривать дзюдо как систему воспитания гармонично развитого человека, то мы видим, что здесь есть что изучать.

Всем известно, что приемлемее то, что лучше изучено, организовано, усовершенствовано, что приносит пользу обществу и т. д. Вот этими вопросами и надо заниматься.

Изменить направление в обучении на первых трёх-пяти