Пархомович Г П

Основы классического дзюдо

изображенных на следующих рисунках.

Рис. 46.

1. Передняя подсечка — САСАЭ-ЦУРИ-КОМИ-АСИ. Подбивается движущаяся вперед нога УКЭ в момент прохождения ею вертикали (чистая подсечка).

2. Подсечка в колено — ХИДЗА-ГУРУМА. Может выполняться в любом положении ноги УКЭ, выведением по горизонтальному кругу в виде чистой подсечки (при отставленной ноге) или опорной подсечки. Имеет вариант выполнения на правую ногу УКЭ, при левом захвате.

3. Подсечка в темп шага — ОКУРИ-АСИ-БАРАИ.

4. Передняя подсечка под отставленную ногу — ХАРАИ-ЦУРИ-КОМИ-АСИ.

Выполняется в виде подсечки в темп шага под отступающего соперника.

Рис. 47.

5. Боковая подсечка — ДЕ-АСИ-БАРАИ.

6. Задняя подсечка — КО-СОТО-ГАРИ.

7. Подсечка изнутри — КО-УТИ-ГАРИ. Выполняется в виде зацепа на отшагивающую ногу — нога УКЭ удерживается, а плечи толкаются назад.

8. Боковая подсечка изнутри — КО-УТИ-БАРАИ. Выполняется как чистая подсечка под пятку в момент шага УКЭ в сторону или вперед-в сторону. Выведение из равновесия назад-в сторону обрывая по вертикальному кругу. Может выполняться нависанием на одну сторону плеч УКЭ. Имеет много других вариантов исполнения.

Если посмотреть внимательно на все подсечки, то они отличаются между собой лишь направлением шага УКЭ и способом выведения его из равновесия. В общем, это по сути одна подсечка, выполняемая в различные моменты, при различных взаиморасположениях ТОРИ и УКЭ. Но при обучении необходимо знать отличительные особенности каждой из них.

Вторая группа классических приемов стоя

Зацепы (рис. 48, 49).

Зацепление — преграждение свободной опоре соперника пути для восстановления равновесия в самом начале момента увеличения площади опоры. В этом случае опора удерживается, а линия плеч перемещается силами выведения из равновесия. Зацеп выполняется в основном голенью и стопой, а возможен, как неклассический вариант, зацеп рукой. Зацепляя, ТОРИ расположен к УКЭ грудью и стоит на одной ноге. Часто зацепы выполняются как подсечки. Например, зацеп голенью изнутри с заведением. Классические варианты зацепов изображены на следующих рисунках.

Рис. 48

1. Зацеп изнутри — О-УТИ-ГАРИ.