Пархомович Г П

Основы классического дзюдо

технических действий? На эти и другие вопросы тренеры пытаются ответить каждый по своему, не понимая друг друга.

В практике тренеров бытует большое количество специальных терминов и понятий, трактующихся ими по-разному. Например, все знают о существовании раздела «выведение из равновесия», а что это такое и как ему учить, неясно. Или термины «школьная техника», «классическая техника», «техническая школа дзюдо», «система тяни-толкай», «резиновые руки», «выуживание», «учикоми», «рандори», «ката» и т. д.

Перед тренером стоит ряд нерешенных вопросов, связанных с обучением. Например, как и почему должны работать руки в приеме, как зависит работа рук от ног, как выполняются повороты, с чего начинать обучать, как выглядит подготовка перед обучением технике, какие есть приемы вне школы и чем они характерны, как зависят приемы от захвата, как классифицируются технические действия дзюдо, как выполняется подготовка бросков, что лежит в основе комбинирования технических действий, как усилить бросок и многие другие вопросы. Наивно было бы думать, что в одной книге можно дать ответы на все вопросы, но на некоторые из них, касающиеся техники дзюдо, мы попытаемся ответить.

Человека не нужно несколько раз в жизни учить читать, писать, считать и т. д. Так должно быть и при обучении технике дзюдо. В старших классах школы учитель расширяет знания ученика на базе знаний, полученных в начальных классах. А в борьбе, если через пять-шесть лет занятий ученик попадает к другому тре-неру, его начинают учить заново: и руки не так, и ноги не так, и в общем все не так. Происходит это потому, что каждый тренер не имеет твердых понятий об основах техники дзюдо и судит о них, держа в памяти идеал техники ведущих дзюдоистов или лидеров. Этому он и пытается научить своих учеников. А так как со временем лидеры меняются, меняются и представления тренеров.

Как вы знаете, в балете и некоторых видах спорта сначала формируют знания, затем обучают действиям и их деталям, из которых складывается техника, а уж на базе всего этого составляются композиции (в нашем виде — приемы и комбинации), а затем идет совершенствование мастерства. Но в балете специалисты знают, из чего состоят различные действия и как они выполняются, в дзюдо же каждый понимает все по своему.

Можно ли допустить, что два учителя, проверяя тетрадь ученика, начинают спорить, правильно ли он написал слово «сидеть», через букву «е» или «и»? Нет, конечно, на этот счет есть правило и, в крайнем случае , исключение