Hаталия Рокотова

Основы буддизма

ибо давала возможность без потери

энергии развиваться в желаемом направлении. є Будда, учивший, что во всем

мире существует лишь корреляты, взаимоотношения; знавший, что ничто не

существует вне сотрудничества; понимавший, что эгоистический гордец не

может строить будущее, ибо, в силу космического закона, он окажется вне потока

жизни, несущего все сущее к совершенствованию, - терпеливо закладывал зерна,

учреждая свои ячейки общинного начала, предвидя в далеком будущем

осуществление великой Мировой Общины.

є Два правила были необходимы для поступления в

общину: полный отказ от личной собственности и нравственная чистота.

Остальные правила касались суровой самодисциплины и общинных обязанностей.

Каждый вступивший в общину произносил формулу: 'Прибегаю к Будде, прибегаю

к Учению, прибегаю к общине, как к разрушителям моих страхов. Первый своим

Учением, второе своей непреложной истиной и третья примером прекрасного

закона, преподанного Буддою'.

є Сурово проводился отказ от собственности. Причем

отказ от собственности нужно было выявить не столько внешне, сколько принять

его сознанием.

є Однажды ученик спросил Благословенного: 'Как понять

исполнение заповеди отказа от собственности? Один ученик покинул все вещи, но

Учитель продолжал упрекать его в собственности. Другой остался в окружении

вещей, но не заслужил упрека'.

є 'Чувство собственности измеряется не вещами, но

мыслями. Можно иметь вещи и не быть собственником'.

є Будда постоянно советовал иметь возможно меньше

вещей, чтобы не отдавать им слишком много времени.

є Вся жизнь общины была строго дисциплинирована, ибо

основой Учения Будды была железная самодисциплина для обуздания

беспорядочных чувств, мыслей и развития непоколебимой воли. И только

когда ученик овладевал своими чувствованиями, только тогда Учитель

приоткрывал завесу и давал задачу. Затем уже ученик постепенно допускался к

глубинам знания. Из таких дисциплинированных и воспитанных на суровом

отказе от всего личного, следовательно мужественных и бесстрашных людей,

хотел Готама Будда создать работников общего блага, творцов народного

сознания и провозвестников Мировой Общины. є Мужество в учении Готамы

было положено в основу всех достижений. 'Hет истинного сострадания без

мужества; без мужества нельзя достичь самодисциплины: терпение есть

мужество; без мужества нельзя проникнуть вглубь истинного знания и обрести

мудрость Архата'. 'Готама требовал от своих учеников полного уничтожения

страха. Заповедано бесстрашие мысли, бесстрашие действия. Само прозвище

Готамы Будды - 'Лев' и его личные призывы идти через все препятствия, как

носороги и слоны, показывают, какая глубина бесстрашия была заповедана им.

И потому учение Готамы Будды можно, прежде всего, наименовать учением

бесстрашия.

'Воины, воины, так зовем мы себя, о

ученики, ибо мы сражаемся.

Мы сражаемся за благородную

доблесть, за высокие

стремления, за высшую мудрость,

Потому зовем мы себя воинами' /7/

є Согласно традиции открытием 'Цепи Причинности'

(двенадцать Hидан) ознаменовалось достижение Готамою озарения. Проблема,

мучившая его многие годы, нашла разрешение. Размышляя от причины к

причине, Готама дошел до источника зла: 12. Существование есть страдание, ибо

в нем заключены старость, смерть и тысяча страданий.

11. Я страдаю, потому что я рожден.

10. Я рожден, потому что принадлежу миру бытия.

9. Я рождаюсь, потому что я питаю в себе существование.

8. Я питаю его, ибо я имею желания.

7. У меня есть желания, ибо я имею чувствования.

6. Я чувствую, ибо я соприкасаюсь с внешним миром.

5. Это соприкосновение производится действием моих шести

чувств.

4. Мои чувства проявляются, ибо, будучи личностью, я

противопоставляю себя безличному.

3. Я - личность, ибо я имею сознание, пропитанное сознанием этой личности.

2. Это сознание создалось вследствие моих прежних

существований.

1. Эти существования омрачили мое сознание, ибо я не знал.

Принято эту двеннадцатиричную формулу перечислять в обратном порядке:

1. Авидья (омраченность, невежество).

2. Самскара (карма).

3. Вижнана (сознание).

4. Кама - рупа (форма, чувственное и не чувственное).

5. Шад-аятана (шесть трансцендентальных основ чувств).

6. Спарша (соприкосновение).

7. Ведана (чувствование).

8. Тришна (жажда, вожделение).

9. Упадана (влечение, привязанности).

10. Бхава (бытие).

11. Джати (рождение).

12. Джара (старость, смерть).

є Итак, источник и первопричина всех бедствий

человечества