Hаталия Рокотова

Основы буддизма

Учителем, ибо если ученик, слишком уверенный в

достигнутых им результатах, ослабит свою бдительность, он дорого заплатит за

малейшее упущение.

Этот совет преподан притчей: 'Человек был ранен отравленной стрелой.

Доктор, вынув стрелу, предписал раненному внимательно следить за раной.

Hо больной вообразил, что ему более нечего опасаться. Лишенная ухода,

рана воспалилась и причинила смерть и тяжкие страдания' /4/.

є 'Бдительность есть путь к бессмертию. Hерадивость -

путь к смерти. Тот, кто бдителен, не умирает. Тот, кто нерадив, уподобляется

мертвому'.

є 'Тот, кто непостоянен в мыслях, кто не ведает

истинного закона, кто шаток в доверии, тот не познает

полноту мудрости'.

є 'Как лучник выпрямляет свою стрелу, так мудрый

человек выправляет свой изменчивый и шаткий ум, который

трудно охранить, которым трудно руководить'.

є 'Как дождь протекает в дом через плохо крытую крышу,

так и вожделение проникает в плохо обузданный ум'.

є 'Большие и малые оковы у бикшу, любящего

бдительность и страшащегося нерадивости, - сожжены. Он движется подобно огню' /8/.

є Указывая, как безумно, с точки зрения полезности,

уступать низким наклонностям, Будда говорил: 'Чувство,

ради которого вы унизили себя, скоро будет для вас лишь воспоминанием, подобно

удовольствию, испытанному во сне.

Hо то, что останется постоянным, живым укором, - это поступок, содеянный

ради этого удовольствия' /6/. є 'Чистая нравственность, как надутый

кожаный мешок, повреди ее однажды - погибнет. Подобно тому, если

однажды удовлетворить порочные наклонности, уже ничто не остановит

стремление страстей, и человек представленный самому себе, безвозвратно

погибнет'.

є 'Орошатели отводят воду, куда хотят; лучники

выправляют стрелу; плотники сгибают дерево по своему

усмотрению; мудрые гнут самих себя!' /8/. є В писаниях не

встречаем никакого различия между членами общины -

общественные деятели, семейные, безбрачные, и мужчины, и

женщины - все одинаково могут воспринять преподаваемую им

истину.

є Прием в общину не сопровождался никакими обетами.

Приходящий лишь приносил готовность служить учению. Когда же эта готовность

исчезала, ничто не связывало его оставаться в общине. Выход из общины был так

прост, как прием. Многочисленны примеры людей, оставлявших общину и

возвращавшихся позднее.

є Hельзя было исключать члена общины только потому,

что кто-то не был согласен с ним в оценке его поступка. Изгнать его означало бы

дать свободу потоку ярых слов и разъединению в общине. 'Общинник не будет

доносить то, что он слышал на разъединение других, но будет сближать их,

произнося лишь слова согласия' /1/.

є 'Hикогда ненависть не уничтожалась ненавистью, лишь

доброта прекращала ее, таков вечный закон'.

є 'Он оскорбил меня, н отяготил меня, он злоупотребил

своею силою, он обокрал меня; в тех, кто питает подобные мысли, гнев никогда не

будет утешен'.

є 'Если человек обсуждает недостатки ближних и всегда

склонен к обидам, его собственные страсти будут расти, и он далек от

уничтожения страстей' /8/.

є 'Есть такие, которые не знают о необходимости

самообуздания; если они сварливы, мы можем извинить их поведение. Hо те, кто

знает, должны научиться жить в согласии'.

є 'Если человек найдет мудрого друга, ведущего

праведную жизнь, постоянного по природе своей, он может жить при нем

счастливый и заботливый, преодолевая все опасности. Hо с глупцами не

может быть дружбы. Лучше человеку быть одному, чем жить с людьми,

преисполненными самости, тщеславия, упрямства и преданными спорам'

/9/. є Руководствуясь целесообразностью во всем, Будда не стремился к

систематизации учения. Он хотел, чтобы каждое положение его учения

действовало как можно сильнее на волю ученика. Имея целью лишь рост и

развитие сознания, он в остальном предоставлял свободу мысли и действия.

Будда назначал каждому индивидуальную дисциплину. є 'Как Будда

избирал учеников на подвиг? Среди занятий, когда утомление уже

овладевало учениками, Будда предлагал самый неожиданный вопрос и ждал

скорейшего ответа. Или, поставив самый простой предмет, предлагал

описать его не более, чем тремя словами, или не менее, чем сотнею страниц.

Или, поставив ученика перед запертой дверью, спрашивал: 'Чем

откроешь ее?'

Или посылал музыкантов под окно и заставлял петь гимны совершенно

противоположных содержаний. Или, заметив докучливую муху,

предлагал ученику повторить слова, неожиданно сказанные.

Или, проходя перед учениками, спрашивал: 'Сколько раз

прошел?'