Hаталия Рокотова

Основы буддизма

должны получать

подношения'. А Благословенный призывает меня к

пожертвованиям и для нигантхов. Хорошо, Владыка, поступим

по обстоятельствам. В третий раз, Владыка, я прибегаю к

Благословенному, к его Дхарме и к его братству' /11/.

є Так всегда и во всем Будда руководствовался великою

целесообразностью. 'Какое преимущество могло бы дать вам

небо?' Вы должны быть победителями здесь, в этом мире, в

том состоянии, как вы сейчас' /12/.

є Однажды большой спорщик старался поставить Будду в

тупик, задавая ему двусмысленные вопросы. Будда перестал

заниматься им и сказал, обращаясь к толпе, окружавшей

его: 'Этот человек не хочет того, что он видит. Того, что

не видит, ищет он. Думаю, он долго будет тщетно искать.

Он не удовлетворяется тем, что видит вокруг себя, и его

желания безграничны. Благо отказавшимся от желаний'.

є Учение Будды утверждалось как правило жизни, ибо

проникновение в жизнь каждого для высокого и

целесообразного учения отметило новую эру в жизни

человечества. Прежние запрещения и отрицания были

заменены учением положительным и практическим, благодаря

этому нравственность сильно поднялась.

є Заповедано было удерживаться от всего отрицательного

и всею энергией способствовать положительному и

прекрасному.

є Самоубийство было особенно сильно запрещено Буддою,

так же как и отнятие всякой жизни. 'Все дрожит перед

наказанием, все страшится смерти. Судя о других по себе,

не убивай сам и не будь причиной убийства' /8/.

є 'Бикшу воздерживается от всякого отнятия жизни. Он

избегает отнятия жизни всякой твари. Откладывая в сторону

дубинку и меч, он кроток и милосерден, добр и полон

сострадания ко всему живущему'.

є Запрещалось употребление спиртных напитков и

спаивание других, ибо опьянение ведет к падению,

преступлению, сумасшествию и невежеству, которое является

главной причиной нового тяжкого существования. Также

указывалась необходимость совершенной чистоты для

достижения полного духовного развития. Hо иметь одну жену

и верность ей рассматривалось как один из видов

целомудрия. Полигамия была сурово порицаема Готамою

Буддою как порождение невежества.

є Учение о священных узах брака прекрасно выражено

Благословенным в притче 'Свадебный праздник в

Джамбунаде'.

є 'Величайшее счастье, какое может вообразить

смертный, - это брачные узы, связующие два любящих

сердца. Hо есть еще большее счастье: это объятие истины.

Смерть разлучит мужа с женой, но смерть никогда не

поразит того, кто заключил союз с истиной.

є Потому соедините свою судьбу с истиной и живите с

ней в святом браке. Муж, любящий свою жену и мечтающий,

чтобы их союз длился вечно, должен быть верен ей, как

сама истина; и она будет уверена в нем, будет чтить его и

помогать ему. И жена, любящая своего мужа и мечтающая,

чтобы их союз длился вечно, должна быть верна ему, как

сама истина: и он будет доверять ей (он будет почитать

ее), он будет всем обеспечивать ее. Воистину говорю вам

(их брак будет сама святость и блаженство, и), дети их

будут подобны своим родителям и станут свидетелями их

счастья.

є Пусть никто не будет одинок, пусть каждый соединится

в святой любви с истиной. И когда Мара, разрушитель,

придет отделить видимые формы вашего существа, вы

пребудете с истиной и вкусите вечной жизни, ибо истина бессмертна' /11/.

є Учение Будды сделало для раскрепощения и счастья

женщины больше, нежели все другие учения Индии. 'Женщина,

- говорил Готама, - может достичь высшей степени знания, которое открыто мужчине,

то есть стать Архатом.

Освобождение, которое вне форм, не может зависеть от пола, принадлежащего

миру форм'. Женщины часто играли большую роль в общинах, и многие из них

были замечательны своим знанием и устремлением.

є Приводим ответ его ученицы Сома на вопрос: 'Условие,

которое трудно достижимо мудрецами, - каким образом может достичь его

женщина с ее ограниченным умом?' - 'Когда сердце совершенно успокоено, когда

сознание раскрывается, тогда видишь истину. Hо если кто подумает - я женщина,

или я мужчина, или я то, или я другое, - пусть Мара занимается им' /13/.

є 'Врата бессмертия открыты всем существам. У кого

есть уши, пусть приходит, слушает Учение - и верит' /4/.

є Будда указывал на нелепость предрассудка,

приписывающего словам возрастающую авторитетность вследствие повторения их

растущим числом ученых. Истинный ученый тот, кто осознал совершенство

познания, а не тот, кто бормочет формулы, уже многократно отброшенные до него.

є 'Я говорю моим ученикам -