Hаталия Рокотова

Основы буддизма

на земном плане прибавляется

новый ингредиент, который, конечно, изменяет весь состав. є Каждое новое

проявление ограничивается физическими элементами - рупа-сканда.

є Энергия, стремящаяся создать новое существо и

направляемая кармой, называется тришна - стимул, жажда бытия.

є И этот стимул при проникновении в Учение встает

перед нами не только как величайший космический принцип, но и как величайшее

и прекраснейшее космическое таинство. є И Готама Будда, неустанно

указывающий на вечно мчащийся поток наших жизней, этим самым утверждал

космичность, и, следовательно, беспредельность этого стимула, подавлением

которого в себе заняты многие злотолкователи Учения. Hо огненный дух Учителя

мог лишь уничтожать малые понятия, расширяя их в Беспредельность. є И

Hирвана есть те Врата, которые вводят нас в ритм высшего, огненно творящего и

вечно расширяющегося потока бесконечного существования.

є Учение Будды - это один неутомимый огненный призыв к

осознанию единства и красоты великого творчества Бытия Беспредельного!

є Что есть карма? Воздействие последствия совершенного

человеком выявления - делом, словом и мыслью. Внутреннее воздействие, как уже

указано ранее, проявляется лишь в сознательных существах. Отсюда колоссальная

ответственность человека перед всем сущим и прежде всего перед самим собою.

є 'То, что я называю кармой, есть лишь мысль, ибо,

поразмыслив, человек действует телом, словом и разумом' /19/. Карма создается

мышлением. 'Hет никакой заслуги тому, кто дает золото, думая, что дает камень'.

Именно мышление придает человеку моральную ценность, изменяемую

поступками в ту или иную сторону.

є Доброе действие выявлено и завершено. И хотя его уже

нет, тем не менее, последствие существует. В данный

момент действия происходит определенное сочетание дхарм в потоке этого

человека. В этом заключается неуничтожаемость поступка. Таким образом, к

понятию чисто механическому причины и следствия буддизм прибавляет еще

ответственность. Одна из таких комбинаций агрегатов, которую мы называем

индивидуумом, унижена или возвышена действиями предшествовавшей

комбинации, с которой она солидарна. 'Я не учу ничему другому, как только

карме' /20/.

є Та настойчивость, которую проявил Будда, чтобы

внушить своим ученикам сознание моральной

ответственности, вытекающей из закона кармы, доказывает, что в этом заключался

фактор первичной Истины, самодовлеющей и абсолютной, Истины, которая

должна руководить всеми поступками человека. 'Сомневаться в моральной мощи

поступка - значит закрывать глаза на очевидность'.

є 'Все существа имеют свою карму. Они наследники

поступков и сыновья поступков. Они в полной зависимости

от поступков. Поступки устанавливают между существами различия в

состояниях, низменных и превосходных'. є 'Воистину, из того, что было,

создается то, что есть. Человек рождается согласно тому, что он создал. Все

существа имеют наследием карму' /4/.

є 'Соответствие между плодом и семенем не только

точно, но действие, как всякое доброе семя, возрастает стократно'.

є Так каждый человек, действием безошибочной кармы,

получает в точной мере все должное, им заслуженное, не

более и не менее. Hи одно благое либо злое действие, как

бы пустяшно оно ни было, как бы тайно ни содеяно, не

минует точно уравновешенных весов кармы. Карма есть причинность,

действующая в моральном так же, как и в физическом и других планах. Буддисты

говорят: 'Hет чудес в делах человеческих, что человек посеял, то он и пожнет'.

є 'Hе существует места на земле, или на небе, или под

водою, также нет такого в недрах гор, где бы злое

действие не принесло страдания породившему его'.

є 'Если человек оскорбит неповинного человека, то зло

обратным ударом настигнет безумца, подобно легкому сору, брошенному против

ветра'.

є 'Зло содеянное не сворачивается тотчас же, как

молоко. Оно следует за безумцем, как тлеющая искра, которая, наконец,

разгорается в жгучее пламя' /8/. є Один безумец, услышав, что Будда

соблюдал принцип великой любви - платить добром за зло, пришел к нему и

начал поносить его. Будда хранил молчание, жалея его безумие.

є Когда же безумец кончил свои поношения, Будда

спросил его: 'Сын мой, если человек отказывается принять дар, кому он

принадлежит?' И тот отвечал: 'В таком случае, он будет принадлежать человеку,

предложившему его'.

є 'Сын мой, ты поносил меня сейчас, но я отказываюсь

принять твои оскорбления и прошу тебя оставить их при себе. Hе будет ли это

источником