Hаталия Рокотова

Основы буддизма

подчиниться мощи сотворившего

их. Они были бы как сосуды, сделанные рукою горшечника. Если бы это

было так, то каким образом явилась бы возможность применять добродетель?

Если бы мир был сотворен Ишварой, то в нем не должно было бы

существовать ни горя, ни бедствий, ни греха, ибо как чистые, так и нечистые

деяния должны исходить от него. Если же нет, то должна существовать

другая причина, кроме него, и тогда он не будет Самосущим. Итак, вы

видите, что мысль об Ишваре опрокинута'.

є 'Утверждают, что Абсолют сотворил нас. Hо то, что

является Абсолютом, не может быть причиной. Все вокруг

нас происходит от причины, как дерево происходит от

семени; но как может Абсолют быть подобной причиной

всего? Если он наполняет собой все сущее, то, конечно, он

не создает его.

є Утверждают, что Я - создатель. Hо если создатель -

Я, то почему все не создано приятным? Причины страданий и радости существуют

реально, и они объективны. Как могло бы Я создать их? С другой стороны, если

принять, что создателя нет, что наша судьба будет такой, как она есть, и что

причинности не существует, - к чему тогда строить жизненные планы и изыскивать

средства к достижению цели? Итак, доказано, что все сущее имеет причину. Hо ни

Ишвара, ни Абсолют, ни Я, ни беспричинная случайность не являются

создателем, но наши собственные действия производят следствия - как добро,

так и зло' /11/. є 'Весь мир подчинен закону причинности и причинам,

умственным и неумственным, - золото, из которого сделана чаша, остается

золотом во всех отношениях. Hе будем погружаться в пустые спекуляции о

бесполезных тонкостях; откажемся от своего Я и от эгоизма и, поскольку все

связано причинностью, будем осуществлять добро, чтобы благо проистекало

от наших действий' /2/.

є Если вечно изменяющееся существование человека

исключает гипотезу постоянной, неизменной сущности, то и Вселенная, этот

комплекс комплексов, объясняется всецело без необходимости или даже

возможности вводить в нее существо неизменное и вечное.

є Две доктрины, особенно осуждаются Буддою:

1. Утверждение вечной неизменной души.

2. Уничтожение души после смерти.

Обе эти доктрины опровергались законом причинного зарождения,

устанавливающего, что все дхармы, в одно и то же время, являются

причинами и последствиями.

є Будда отрицал существование неизменной души в

человеке и во всем, ибо в человеке и во всей Вселенной он видел лишь

непостоянство и преходящее.

є Тезис - беспрерывность потока феноменов и формула -

причинность зарождения исключают существование вечной, неизменной

души, как индивидуальной, так и мировой. є Понятие, связанное со словами

неизменная душа, совершенно неприемлемо для буддиста, ибо представление,

что человек может быть сущностью, отделенной от всех других сущностей и

бытия всей Вселенной, не может быть доказано ни логикой, ни поддержано

наукой.

є 'В этом мире никто не независим. Все, что

существует, зависит от причин и условий'.

є 'Всякая вещь находится в зависимости от другой, и

вещь, от которой она зависит, в свою очередь, и не

независима' /6/.

є Будда постоянно учил, что самостоятельного Я нет,

что нет и обособленного от него мира. Hет самостоятельных предметов, нет

обособленной жизни - все лишь неразрывные корреляты. Раз нет отдельного Я, то мы

не можем сказать

- мое то или другое, и эти самым уничтожается зачаток понятия

собственности.

є Если понятие постоянной и самостоятельной

человеческой души должно быть отброшено, что же это такое

в человеке, что дает ему впечатление обладания постоянной

личностью? Ответ будет - тришна, или неудовлетворенное

желание бытия. Существо, породившее причины, за которые

оно должно отвечать, обладая вожделением, получит новое рождение в соответствии со

своею кармою.

є Рождается новое соединение сканд-элементов одного и

того же комплекса элементов, или дхарм, проявлявшихся в

данное время как одна личность и после определенного промежутка времени снова

в виде другой, третьей, четвертой и т.д. в бесконечность.

є Происходит не трансмиграция, а бесконечное

преображение комплекса дхарм, или элементов - иначе говоря, перегруппировка

элементов-субстратов, входящих в человеческую личность.

є Hа качество нового соединения сканд-элементов новой

личности оказывает большое влияние последнее предсмертное устремление

предыдущей личности, которое дает направление освобождающемуся потоку.

є Человек рассматривается в буддизме как

индивидуальность, сложенная многочисленными существованиями,