Hаталия Рокотова

Основы буддизма

усыпить великий дух, и в древнейших традициях мы

встречаем указание, что пробуждение сознания к страданиям

человечества и к проблемам существования произошло

гораздо раньше, нежели это принято позднейшими писаниями.

є В той же Ангуттара-Hикая приведены и следующие

слова, якобы самого Будды: 'И мне, о нищенствующие,

рожденному в такой роскоши и воспитанному в такой

утонченности, явилась мысль: 'Истинно, невежественный,

обыкновенный человек, будучи сам подвержен старости, без

возможности избежать ее, печалится, когда он видит, как

стареют другие. Я тоже подвержен старости, и не могу

избежать ее. И если я, будучи подвержен всему этому,

увижу дряхлого старика, болеющего и страдающего, то тяжко

будет мне'. (То же повторяется и о болезнях, и о смерти).

Продолжая так размышлять, вся моя радость юности исчезла

навсегда'.

Так, по этим традициям, Бодхисаттва с самых ранних лет проявлял

необычайное сострадание и зоркую наблюдательность к окружающим

явлениям. Сказания изобилуют трогательными эпизодами из детской жизни

Бодхисаттвы. Приведем некоторые из них.

є В Махавасту рассказывается, как однажды малолетний

Бодхисаттва с царем и в сопровождении придворных находился в парке. И так как

он мог уже самостоятельно ходить, то прошел незамеченный по направлению к

местному селению, и тут на поле он увидел змею и лягушку, убитых плугом.

Лягушка была взята в пищу, змея же выброшена. Зрелище так поразило

Бодхисаттву, что он преисполнился великой печали и ощутил необычайное

сострадание. И, желая уединиться для размышления над только что увиденным, он

направился к цветущей яблоне, стоявшей в уединенном месте. Здесь, сидя на земле,

покрытой сухими листьями, он предался своим мыслям. Тем временем царь,

обеспокоенный его отсутствием, послал придворных на его розыски. Один из них

нашел его под тенью яблони, погруженного в глубокое размышление.

є Другой раз он увидел пахарей. Они были грязны,

нечесаны, босы и по телу их катился пот. Они погоняли быков железными

прутьями. По спинам и бокам животных струилась кровь. Они были изъедены

мухами и насекомыми и покрыты кровоточащими и гноящимися ранами от ударов

железными прутьями; отягощенные своим ярмом, они едва переводили дыхание,

надрываясь в страшных усилиях. Hежное сердце Бодхисаттвы преисполнилось

острого сострадания.

'Кому принадлежите вы?' - спросил он

пахарей.

'Мы собственность царя', - отвечали

они.

'От сего дня вы больше не рабы, вы

больше не будете слугами.

Идите, куда хотите, и живите в радости'.

є Он также освободил быков, сказав им: 'От сего дня

паситесь на свободе и пейте самую чистую воду, и пусть благодатный ветер с

четырех сторон света овеет вас'. Затем, увидев тенистое бамбуковое дерево, он

сел у его подножия и предался размышлению.

є Девадата, увидев гуся, летящего над своей головой,

пустил стрелу, и раненная птица упала в сад Бодхисаттвы. Бодхисаттва

поднял ее и, вынув стрелу, перевязал рану. Девадата послал за птицей,

но Бодхисаттва отказался отдать ее посланцу, сказав, что птица

принадлежит не тому, кто хотел лишить ее жизни, но тому, кто спас ее.

є Так произошел первый разлад с Девадатой. є Когда царевичу

исполнилось шестнадцать лет, по обычаю его страны он должен был

избрать себе супругу после того, как явится победителем на состязаниях

в военном искусстве и в играх. Выбор царевича пал на царевну

Яшодхару из того же рода Шакья. Она стала матерью Рахулы, который

впоследствии сделался учеником своего отца и достиг Архатства.

є Hо личное счастье, как бы ни было оно велико, не

могло удовлетворить огненно устремленный дух Бодхисаттвы. Сердце его

продолжало отзвучать на каждое человеческое горе, и ум его, созерцая

непостоянство и скоротечность всего существующего, не ведал покоя. Он томился

в роскошных помещениях своего дворца, и, подобно льву, пронзенному ядоносной

стрелой, в страдании восклицал: 'Мир полон невежества и страдания, нет никого,

кто бы мог исцелить недуги существования!'

є Это состояние его духа символически описано в

четырех предуказанных встречах, запечатлевшихся в уме царевича сознанием

страдания и тленности всего сущего. После них он оставил свое царство в поисках

освобождения мира от страдания.

є По древним текстам, решение Будды уйти от мира

возникло из его внутреннего влечения, но позднейшие

тексты приписывают это воздействию Богов, которые

побудили его к этому и послали ему четырех ангелов, принявших образы дряхлого

старика, больного, трупа и анахорета. Так, в