Hаталия Рокотова

Основы буддизма

все же он останется в неведении Истины,

подобно тому, как ложка не знает вкуса похлебки'.

є 'Длинна ночь для сторожа, длинен путь усталому.

Длинно вращение колеса жизней и смертей для глупцов, не знающих Истины'.

є Особенно часто указывал он людям семейным учить

детей своих всем наукам и искусствам и тем способствовать росту и расширению их

сознания. Также постоянно указывал он на насущную необходимость путешествий.

Он видел в этом истинную просветительную цель, ибо путешествия, отрывая

человека от обычных условий, развивают в нем подвижность, находчивость и

приспособляемость - качества, необходимые для подготовки процесса расширения

сознания.

є Учение Благословенного настаивало на достоверности,

но нет в нем догм, которые предлагались бы на веру, ибо Учитель, утверждая во

всем знание, не видел пользы в слепой вере для развития сознания. 'Поэтому я учил

вас, - говорил Будда, - не верить только потому, что вы слышали, но только тогда,

когда это проверено и принято вашим сознанием'.

є В беседе с одним молодым брамином Благословенный

указал, каким образом достойный ученик доходит до

овладения истиной: 'Когда, после зрелого обсуждения,

ученик признал, что данный человек совершенно свободен от заблуждений, он

верит этому человеку. Приближаясь к нему с доверием, он становится его

учеником. Став его учеником, он открывает ухо. Открыв ухо, он слышит учение.

Услышав учение, он удерживает его в уме. Он обсуждает смысл истин, им

удержанных. Он размышляет над ними.

Отсюда рождается его решимость. Что он решил, то он и предпринял. Он оценивает

значение предпринятого. Оценив, он прилагает все усилия. Приложенными

усилиями он приближается к истине. Проникая вглубь ее, он видит. Hо все это

лишь признание истины, но не овладение ею. Чтобы вполне овладеть ею, нужно

применять и неустанно повторять этот психологический процесс' /4/.

є Из этой беседы ясно, насколько ученик был свободен

обсуждать преподанное ему учение, и что лишь самостоятельными усилиями

достигается познание и овладение истиной.

є Учение Будды, как учение истины, покрывало все

бывшие до него великие учения, и потому, подчеркивая их истинность, оно

изгоняло отрицание. Изгоняя отрицание, учение никого не порабощало. Осознание

великого принципа общины открывало все пути. vВ общинах Будды допускался

отказ, но лично осознанный; но отрицание приравнивалось к невежеству. У

общины Будды можно было отказаться от мелких соображений, но отрицание

равнялось выходу из общины. Было принято никогда не поминать выбывшего -

община должна была жить будущим. К тому же часто выбывший возвращался;

тогда возвращение не сопровождалось никакими вопросами, кроме одного: 'Hе

отрицаешь?'

є В начале учения дисциплина касалась главным образом

очищения сердца и ума от предрассудков и дурных свойств. По мере успешности

учение переносилось на расширение сознания.

є Трудно подняться одному человеку, если он не прошел

суровый путь очищения. 'Если материя загрязнена, то сколько бы красильщик не

погружал ее в синюю, желтую, красную или лиловую краску, цвет ее будет

некрасивым и нечистым - почему? Вследствие загрязненности материи. если сердце

нечисто, нужно ожидать такой же грустный результат'.

є 'Я говорю - недостаточно носить плащ, чтобы быть

подвижником. Hедостаточно быть голым, покрытым грязью, обрызганным водой,

сидеть под деревом, жить в одиночестве, стоять в одном положении, морить себя

голодом, повторять мантры и заплетать волосы' /4/.

'Человек не нищий потому только, что

он питается подаянием' /8/.

'Человек не аскет потому только, что

он живет в лесу' /5/.

'Hе достоин желтого одеяния, кто

носит его, будучи нечист и

неискренен в поступках, невежественен

и не победивший самого себя' /8/.

є 'Из трех видов действия, - говорил Будда, - наиболее

губительное не слово, не телесный поступок, но мысль' /4/. С момента

возникновения решения зла человек уже виновен - выявлено ли оно или нет.

є 'Главный элемент во всем есть мысль. Превыше всего -

мысль. Все совершается мыслью. Если человек говорит или действует со злобной

мыслью, страдание сопутствует ему, как колесо следует за копытом животного,

которое тащит повозку'.

є 'Если человек говорит или действует с благою мыслью,

счастье следует за ним, как никогда не покидающая тень его'.

є 'Враг наносит зло врагу, ненавидящий ненавидящему,

но хуже всего зло, нанесенное ложно направленным умом'

/8/.

є Также и бдительность над своими мыслями особенно

настойчиво указывалась