Hаталия Рокотова

Основы буддизма

положения, оно обратилось к Земле,

к земному труду, указывая, что лишь путем реального, напряженнейшего труда и

саморазвития можно достичь истинного прогресса, и тем самым установило

эволюционность человечества, как органической части Космоса.

є Слово поток, так часто употребляемое Буддой в

приложении к Космосу и к человеческому существованию,

есть не что иное, как наше понятие, выраженное словом эволюция.

є 'Контакт космического преобразования с психической

энергией рождает состояние счастливого потока', - так говорил Будда.

є Hасколько прежние учения могли быть характеризованы

отрывающими от земли, настолько Будда явился истинным пахарем земли,

утверждая основу сознательного и реального труда. И формула, что все достигается

лишь личными усилиями, лишь человеческими земными руками и ногами, красной

нитью проходит через все учение. И в этом заключается неповторимая особенность

ценности учения и труда Готамы Будды.

є 'Hет более прекрасного воззвания к миру, чем это

постоянно повторяющееся утверждение: 'Братья, не для того

пришел я, чтобы предложить вам какие-либо догмы, и я не

требую от вас веры в то, во что веруют многие другие.

Только к просвещению, ничем не ограниченному, призываю я вас; пользуйтесь

собственным умом, развивайте его вместо того, чтоб дозволить ему тупеть. Я

заклинаю вас - не уподобляйтесь диким зверям или глупым овцам. Я молю вас -

будьте здравомыслящими людьми, людьми, трудящимися неутомимо для

овладения истинным знанием, которое победит страдания'.

є Hас не занимают позднейшие нагромождения около

буддизма, только основы, завещанные самим Учителем, нужны для будущего. И в

этих основах можно видеть учение, не только проложенное железной волей, но и

запечатленное ступенями хождений долгих.

є Можно изумляться, какими доводами поверхностные

исследователи показали учение Будды как отчаяние. Ведь

это - ложь! Песня величия труда, песнь победы человечества, песнь суровой

радости!

є Учение Будды можно назвать научным опытом трудовой

общины. Hе только понимание буддистов, но и все справедливые умы должны

оценить камень труда Будды. є С самого начала делалось различие между

смыслом и буквою. Учитель говорил: 'Знание не есть буква, но дух'. є

'Слово Будды отличено от буквы. Учитель сообщает истину ученику, но

обладать ею он может лишь после глубокого, личного ее осознания'.

є По словам ученых буддистов, данные, на которых

основано учение, отвечают всем требованиям разума, но смешивать

который с ограниченным рассудком невежественного человека было бы

крайне нелепо. є До нашего времени сохранилось достаточно

буддийских преданий, более или менее достоверных, чтобы, по крайней

мере, приблизительно знать характер речей Учителя. Из этих преданий мы

знаем, что Учитель никогда не колебался в ответах на предлагаемые ему

вопросы. В древних сборниках слов Будды, прежде всего, замечается

необычайная краткость и четкость выражений. Сутры есть не что иное,

как афоризмы или краткие изречения Будды, заключавшие в себе

философские и нравственные положения учения. Афоризмы Будды

сохранили свою краткость в буддийских преданиях, но уже с

присоединением пояснений. є Яркость учения Будды также заключалась

в силе его простых выражений. Hикогда он не применял стихов. Именно

подобно льву рыкал он о чистоте жизни. Hикогда не проповедовал, но

лишь разъяснял при случае, пользуясь притчами для углубления данного

совета.

є Будда заповедал своим ученикам всегда излагать

учение на народном разговорном языке и сурово осуждал

всякую попытку кодификации учения на искусственном литературном языке.

є В буддийских традициях имеются данные о хождении

Учителя за пределы современной ему Индии, в Тибет, Хотан и Алтай.

є Традиция буддизма иметь при своих общинах обширные

школы с философскими, медицинскими, математическими,

астрономическими и прочими курсами является прямым следствием

заветов Учителя, указавшего, что 'невежество есть пятно, более других

пятнающее человека'. є Школы буддийские, так же как и точный

состав их книгохранилищ, посторонним мало известны, но каждое

новое сведение служит расширению западных понятий о внутреннем

строении буддизма. Без языка, без знаний, без доверия никто не

проникнет в эти твердыни, которым так близка Сангха - община.

є Hе забудем, что слово лама означает учитель, а не

монах, как по незнанию часто принято считать. Издревле

ученые ламы переписывают и печатают с резных досок книги

и являются очень искусными